В августе 2016 года в Киеве появилась улица, названная в честь руководителя Организации украинских националистов (ОУН-УПА) Степана Бандеры. После революции Евромайдана на Украине переписывают историю в рамках антироссийского движения. Но чрезмерный украинский национализм может стать не только причиной раскола внуки страны, но и конфликтов с соседними странами. Польша считает действия организации Бандеры во время Второй мировой войны резней поляков; она не скрывает своего возмущения.
Украина, сотрясаемая дерусификацией
Как известно, у Украины запутанная история территориального формирования. Различные регионы имеют собственные взгляды на украинскую нацию, основанные на своем историческом опыте.
Поэтому власти всегда пользовались туманными формулировками касательно сфер, которые могут привести к внутреннему расколу, например, язык, религия и так далее.
После обретения независимости Украину сотрясал национализм (в этой статье для удобства я говорю о взгляде на Украину, который характерен для Галиции), однако в период президента Леонида Кучмы (1994 — 2004) ситуация стабилизировалась.
В ходе предвыборной кампании Кучма обещал сделать русский вторым государственным языком, однако об этом быстро забыли. Также игнорировались требования о том, чтобы официально признать Украинскую православную церковь Киевского патриархата, которая отпочковалась после независимости. Что касается исторических проблем, то власти в основном следовали советским трактовкам.
Ситуация стала меняться, когда в 2005 году президентом стал Виктор Ющенко. Например, парламент постановил, что советская коллективизация, которая привела к великому голоду, была геноцидом украинского народа.
Кроме того, реабилитировали ОУН-УПА, которую поддерживали только в западной Украине. Эта организация известна тем, что она оказывала вооруженное сопротивление нацистам, а затем советской власти.
Поэтому в советской официальной истории на ОУН-УПА повесили ярлык террористов или же пособников нацистов, поскольку сначала она сотрудничала с ними.
При этом в Польше также ненавидят ОУН-УПА, как змей и скорпионов. Дело в том, что эта организация проводила этнические чистки в надежде на независимость в будущем после изгнания нацистов.
Жертвами этнических чисток в Волине, начавшихся в июле 1943 года, стало несколько десятков тысяч поляков.
С приходом к власти Виктора Януковича в 2010 году возникло обратное движение. Правительство понижает градус агитации против коллективизации и реабилитации ОУН-УПА. Более того, для того, чтобы увеличить рейтинг, президент Янукович провел через парламент законопроект о статусе русского языка.
Кроме того, он начинает демонстрировать неразрывную связь между властью и Украинской православной церковью Московского патриархата, возможно, для того, чтобы обелить свое преступное прошлое.
Подобная русификация подходит к концу после Евромайдана (правительство Украины называет ее «революция достоинства»).
Украинский парламент назвал Россию агрессором. По данным социологических опросов, 70% украинцев также считает ее агрессором. В подобных условиях невозможно существовавшее ранее единение братских славянских народов. История России и СССР не могут являться предметом гордости. Русский язык и русская культура не вызывают восторга.
Кроме того, поскольку Крым и Донбасс вышли из сферы влияния украинской политики, в результате их русификации уже нельзя рассчитывать на мобилизацию и поддержку, как это было раньше.
Что касается медийной сферы, то на Украине запретили российские фильмы и сериалы, которые могут являться пропагандой агрессора. В России запрещено издавать книги, посвященные Евромайдану.
При этом русский язык до сих пор широко используется на Украине. Он гарантирован законом. В настоящее время в кабинете министров немало чиновников, которые отвечают на русском языке.
Между тем новая власть активно продвигает обучение английскому языку. В средней и долгосрочной перспективе он должен занять место русского языка. При Януковиче было все по-другому: по-английски могли говорить только два чиновника, премьер-министр разговаривал только по-русски.
Антикоммунистический закон
Дерусификация идет не только в СМИ, но и в реальной жизни.
В апреле 2015 года был принят закон о запрете пропаганды коммунизма и нацизма на Украине (антикоммунистический закон).
В этом законе говорится следующее: «Недопущение повторения преступлений коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, любой дискриминации по национальному, социальному, классовому, этническому, расовому или другим признакам в будущем, восстановление исторической и социальной справедливости, устранение угрозы независимости, суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности Украины».
Основная цель состоит в том, чтобы устранить образ коммунизма и связанную с ним Россию из общественного пространства.
После распада СССР на Украине осталось 5500 памятников Ленину. По данным на 2014 год, их было еще 1700. Естественно, все они должны быть убраны. Более того, региональные власти обязали демонтировать всю советскую символику: бюсты руководства Компартии и военачальников Красной армии, красные звезды, серпы и молоты, изображения Ленина и так далее.
Должны быть переименованы улицы, которые называются «Красноармейская» и «Октябрьская».
Более того, такие региональные города, как Кировоград (советский руководитель Киров) и Днепропетровск (советский партийный и государственный деятель Петровский) получили названия Кропивницкий и Днепр соответственно.
Почему-то названия, связанные с Российской империей, также попали под эту кампанию. Должны быть переименованы не только населенные пункты, названные в честь Суворова и Кутузова, но даже и Московская улица.
При этом что касается руководства Красной армии, то возникла деликатная проблема. Например, станция харьковского метро «Маршал Жуков» подпадает под переименование, однако памятнику генералу Ватутину возле Верховной Рады удалось избежать демонтажа. Дело в том, что Ватутин руководил операцией по освобождению Киева.
При этом переименование касается всей украинской территории. То есть не только захваченного Россией Крыма, но и Донецкой, а также Луганской областей.
Тем не менее силы, контролирующие эти регионы, не собираются выполнять решения украинской стороны.
Сервис Google Maps привел названия в соответствие с переименованиями украинских властей, однако, если вводишь новые крымские названия, сервис автоматически перенаправляет к старым. Между тем в картах «Яндекса» изменения названий никак не отражены.
«Борец за независимость» или «убийца»
Одновременно с декоммунизацией и дерусификацией проходит реабилитация ОУН-УПА, о которой я упомянул выше. В апреле 2015 года был принят закон о присвоении участникам ОУН-УПА статуса борцов за независимость Украины.
Более того, недавно Московская улица в Киеве была переименована в улицу Степана Бандеры.
Украинское общественное мнение стало относиться к ОУН-УПА с большим одобрением. Сейчас тех, кто негативно относится к этой организации даже стало меньше. Тем не менее на востоке и юге до сих пор распространено отрицательное отношение. ОУН-УПА не пользуется поддержкой по всей стране.
Результаты опроса, проведенного компанией «Рейтинг». Процент украинцев, считающих ОУН-УПА борцами за независимость:
|
Вся Украина |
Запад |
Центр |
Юг |
Восток |
октябрь 2013 года |
27% |
— |
— |
— |
— |
сентябрь 2015 года |
41% |
76% |
42% |
27% |
23% |
Я не сомневаюсь в том, что реабилитация ОУН-УПА радует Кремль. Ведь, это является доказательством того, что украинская власть — неонацисты, на чем настаивает Москва. Тем не менее российские власти не получают прямой выгоды от этой проблемы. Также это не может привести к серьезному конфликту, поскольку отношения между странами уже ухудшились до предела.
Главная проблема реабилитации ОУН-УПА состоит в протестах со стороны соседней Польши.
Польша всегда относилась к этой организации однозначно и предъявляла претензии в связи с ее реабилитацией.
Украинские власти хорошо понимают, что такая проблема существует. Например, когда в июле 2016 года президент Порошенко посетил Варшаву, он возложил цветы к памятнику жертвам Волынской трагедии.
Тем не менее комментируя резню, осуществленную ОУН-УПА, он ограничился словами «несчастливое прошлое между двумя странами», не дав никакой оценки этим действиям.
Польский парламент, обозленный таким поведением украинской стороны, принял закон о «Волынской резне» украинскими националистами. На это президент Порошенко отреагировал записью в Фейсбуке: «Сожалею о решении Сейма». Тем не менее официальных заявлений не последовало.
Не стоит говорить о том, что Польша для Украины — самая дружественная страна. Она является проводником для вступления Украины в ЕС и НАТО.
Польша сразу же признала независимость Украины в 1991 году. Более того, она оказывала максимальную поддержку вступлению Украины в ЕС. В ходе Оранжевой революции (2004 год) и Майдана Польша выступила в качестве посредника между правительством и оппозицией.
Вместе с тем для украинских властей важно реабилитировать ОУН-УПА для того, чтобы прийти к народному единению, исключив советские и российские элементы.
Бандера воевал против нацистов и СССР ради независимости Украины. И сейчас мы (украинцы) воюем с агрессором Россией для того, чтобы сохранить независимость Украины.
Кроме того, поскольку реабилитация ОУН-УПА удовлетворяет националистические партии, принимавшие активное участие в Майдане, военные организации и западный электорат, не так-то просто отказаться от этого курса под влиянием внешней критики.
На примере Украины можно понять, что власти, полагающейся на национализм, сложно поддерживать дружеские отношения со своими соседями.