Реализовать запрет на ношение хиджаба в начальной школе — проблема. Но запрет хиджаба — это не так плохо, как предписание его носить. Последнее для слишком многих является реальностью.
Комиссия по интеграции независимого аналитического центра Agenda проделала титаническую работу для всего левого фланга и предложила целый ряд мер, которые — в том случае, если будут приняты — смогут способствовать более активной интеграции. Между тем, комиссию критиковали в первую очередь именно представители «левых», и касалась критика, в основном, предложений запретить никаб и бороться против детских хиджабов в школе.
Среди самых активных критиков мы обнаруживаем газету Klassekampen, которая в своей редакционной статье назвала предложение бороться против хиджаба в начальной школе символичной политикой. Группа преподавателей педагогики и исследователей проблем образования и многообразия пошли в газете Dagsavisen еще дальше, они критикуют сам факт того, что комиссия вообще считает использование никаба в школе проблематичным. Они полагают, что такой проблемы просто-напросто не существует.
Религиозное доминирование
Начнем с последнего утверждения. В Норвегии никаб существует, и есть люди, которые хотят, чтобы его носили. И в школе тоже. Несколько лет тому назад я в силу конкретных обстоятельств принимал участие в рассмотрении подобного дела в законодательном собрании губернии Акешхюс (Akershus). (Кое-кто, наверняка, удивится, что представители Социалистической левой партии (SV) голосовали против разрешения носить наряд).
Что касается использования хиджаба детьми, то это гораздо более распространено, чем кажется. И любому, кто время от времени бывает в школах в восточной части Осло, это очевидно (иммигранты-мусульмане в большинстве своем проживают в восточной части города — прим. ред.). Среди тех, кто высказывается по этому вопросу, мало тех, кто знает ситуацию так же хорошо, как сомалийский лектор Амаль Аден (Amal Aden). В дискуссии во время Арендальской недели (ежегодное мероприятие, в котором принимают участие политики и общественные деятели — прим. ред.) на прошлой неделе она прокомментировала состояние дел в школах на востоке Осло, где в некоторых школах преобладающие позиции занимают чрезвычайно реакционные мусульмане, придерживающиеся радикальных и салафитских позиций. И там предписывается ходить в хиджабах. Мусульманкам. Те, кто себя не закрывают, считаются неприличными, нечистыми и плохими мусульманками, которых надо наказывать и отторгать.
Борьба за ценности в различной мусульманской среде
Большое общество начинает понимать, что люди родом с Ближнего Востока — это разные люди, с различными мнениями, но понимают это пока не все. Слишком часто и СМИ, и устроители различных семинаров позволяют собственным предрассудкам и собственной наивности ослеплять себя, когда дают возможность какому-то реакционному имаму или лидеру Islam Net говорить от имени всех мусульман. Как будто, если ты выглядишь как выходец с Ближнего Востока, неважно, за что ты выступаешь на самом деле. В такой позиции есть изрядная доля расизма.
Голоса таких людей, как Кадра Юсуф (Kadra Yusuf), Амаль Аден (Amal Aden) и Нэнси Херц (Nancy Herz) — среди голосов тех, кто борется за то, чтобы девушки и женщины, представляющие этнические меньшинства, пользовались бы той же свободой, которую заслуживают все женщины. Дебаты о хиджабе в начальной школе — это не дебаты о большинстве и меньшинстве. Это дебаты о том, чью сторону мы принимаем во внутренней борьбе за ценности, которая именно сейчас происходит в мусульманской среде.
Важный символ свободы
Бороться против ношения хиджаба в начальной школе не значит «быть против мусульман». Это противоречит мнению некоторых мусульман, но соответствует мнению других. Таких, как умеренный Александер Мусави (Alexander Mousavi), который полагает, что комиссия не пошла так далеко, как следовало бы, и призывает к запрету. Я с ним согласен. В борьбе за равноправие конституция традиционно используется для противодействия системному угнетению, социальному контролю, и во все большей степени она оказывается на стороне тех, кто борется за свободу. Запрет, возможно, символичная политика, но это важный символ, потому что это символ того, какие силы мы поддерживаем. И с какими боремся.
Андреас Кристиансен Халсе — год рождения 1986, возглавлял до 2014 года организацию «Социалистическая молодежь» (молодежная организация Социалистической левой партии Норвегии).