Казалось, это должно было стать катастрофой для стремящейся к всемирной славе России: накануне Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро разгорелся допинговый скандал, в который были вовлечены не только спортсмены и их тренеры, но и вся государственная машина. Допинг — употребление запрещенных стимуляторов — это та часть советского наследия, которая до сих пор никуда не исчезла.
В ноябре 2015 года Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) опубликовало доклад, в котором выступило с резкой критикой в адрес России. После этого Международная ассоциация легкоатлетических федераций отстранила российских спортсменов от соревнований на неопределенный срок, а WADA инициировало независимое расследование, чтобы разобраться в этом деле.
В июле независимая комиссия сообщила, что в российском спорте не просто существует целая допинговая программа, но что в реализации этой программы задействованы Министерство спорта и даже Федеральная служба безопасности, преемница КГБ.
Представители ВАДА выступили с предложением дисквалифицировать всех российских спортсменов, лишив их возможности принять участие в Олимпийских играх, однако Международный олимпийский комитет (МОК) колебался. В результате он передал право принимать решения руководящим органам отдельных видов спорта.
В итоге вся паралимпийская сборная России была дисквалифицирована, но большинство российских спортсменов, которые должны были принять участие в Олимпиаде — 270 из 437 — были допущены к соревнованиям.
На первый взгляд, этот скандал должен был поставить в чрезвычайно неловкое положение режим, который пристально следит за своим образом на международной арене. Он также позволил заметить некоторое замешательство в правительстве, которое не сразу решило, как нужно реагировать. Но благодаря тому, что в Кремле есть планы и схемы на любой случай жизни, российские власти справились с этим скандалом гораздо лучше, чем можно было ожидать. На самом деле этот скандал даже принес Путину дополнительные очки.
Кремлевская схема действий
Шаг 1: Обманывайте, если есть такая возможность, потому что ключевое значение имеет победа, а не ее цена.
В конечном итоге, легитимность нынешнего российского режима во многом основывается на принципе, что при Путине русские всегда побеждают — будь то захват Крыма вопреки международным нормам и праву, или стремление заставить Вашингтон признать влияние России в Сирии, или даже магическая вакцина против вируса Эбола, которая намного эффективнее всех остальных вакцин.
Шаг 2: Если вас разоблачили, отрицайте все, не обращая внимания на улики.
Глава Всероссийской федерации легкой атлетики и российский министр спорта назвали доклад WADA и обвинения, выдвинутые против России, безосновательными и не подкрепленными никакими фактами.
Путин взял на себя эту роль, заявив, что весь скандал является «целенаправленной кампанией», основанной на «двойных стандартах», «принципе коллективной ответственности» и «отмене презумпции невиновности».
Между тем, продолжайте использовать все имеющиеся в вашем распоряжении рычаги — явные и скрытые, честные и бесчестные — чтобы подорвать авторитет ваших обвинителей и минимизировать последствия скандала. Отказ МОК — в отличие от Международного паралимпийского комитета — дисквалифицировать всю российскую сборную (возможно под давлением Путина, пригрозившего спровоцировать раскол внутри олимпийского движения) стал первой победой для Кремля, поскольку теперь он мог сосредоточиться на руководящих органах отдельных видов спорта, а не противостоять в одиночку всему МОК.
В результате эти руководящие органы столкнулись с лавиной лести, угроз коллективными исками и, по словам чиновников контрразведки нескольких европейских стран, попытки подкупить или шантажировать отдельных их представителей.
Медальный оппортунизм
Так или иначе, Путин, кажется, ощущает определенное удовлетворение в связи с исходом этого скандала. Если бы оппортунизм и антикризисное управление были олимпийскими видами спорта, Путин вполне мог бы рассчитывать на золотую и бронзовую медали соответственно.
Большая часть российских спортсменов все же приняли участие в Олимпиаде и привезли на родину довольно много медалей, при помощи которых властям теперь будет легче отвлечь российскую общественность от коррупционных скандалов и экономических тягот. Более того, когда Россия показывает не такие высокие результаты, как обычно, это можно списать на махинации иностранных сил.
Между тем, Путин может быть уверен в том, что попытки западных держав приструнить Россию и наказать ее за неправомерные действия снова провалились, или же что их воздействие оказалось минимальным. Европейский суд по правам человека оттеснили в сторону, обозревателям в Донбассе не дают работать или угрожают, а Совбез ООН оказался заложником российского права вето. В случае с МОК и другими международными спортивными организациями сочетание блефа, угроз, выкручивания рук и тактики конфронтации позволило России избежать унижения.
И наконец, благодаря такой неоднородной реакции и деятельности кремлевской машины пропаганды, эти запреты международных спортивных организаций помогают Путину внушать россиянам, что они являются мишенями «гибридной войны» Запада, которая ведется на политическом, экономическом и даже культурном поле боя. Вспомните, как тренер по боксу Александр Лебзяк сказал россиянам, что они «отправляются на войну».
Дисквалификация всей паралимпийской сборной России, к примеру — какой бы обоснованной она ни была — оказалась настоящим подарком для пропагандистов. Глава Паралимпийского комитета России назвал ее серьезным нарушением прав человека. Представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова превзошла саму себя, назвав это решение «подлым и бесчеловечным», «предательством тех самых высоких стандартов прав человека, которые лежат в основе современного мира».
Разумеется, Путин предпочел бы, чтобы государственная допинговая программа, действующая в России, осталась незамеченной, и чтобы поколение накаченных стимуляторами российских спортсменов принесло России богатый урожай медалей. Однако противоречащая здравому смыслу правда заключается в том, что он сумел обернуть этот скандал в свою пользу.
Таким образом, благодаря невероятной удаче и хитрости Путин сумел одержать своего рода победу в заведомо проигрышной и, что еще страшнее, компрометирующей ситуации.