12 августа Газпром, германские E.ON и Wintershall, австрийская OMV, британо-нидерландская Shell и французская ENGIE отозвали уведомление о создании совместного предприятия, поданное ими в антимонопольный орган Польши UOKiK.
Планировалось, что у Газпрома будет 51% долей участия в Nord Stream 2 AG, а у остальных европейских компаний по 10%, кроме французов (им достанется 9%). Теперь каждый из заявителей будет самостоятельно искать возможности вклада в проект, чтобы избежать ненужных согласований.
Польское антимонопольное законодательство предусматривает возможность вмешательства Польши в случае, если некий проект на территории ЕС с участием компаний из стран, не входящих в Евросоюз, может нанести ущерб интересам польских потребителей. Управление охраны конкуренции и потребителей UOKiK провело собственное рыночное расследование в ходе рассмотрения заявки, поданной в декабре 2015 года.
В нем приняли участие игроки польского газового сектора, среди которых была компания Europol Gaz. Она является оператором польского участка газопровода Ямал — Европа. По нему российский газ поступает как в саму Польшу, так и транзитом в ЕС. В результате исследования была выявлена угроза ограничения конкуренции на польском газовом рынке. UOKiK опасается, что Газпром, занимающий доминирующее положение в поставках газа в Польшу, может еще больше укрепить переговорные позиции по отношению к клиентам в стране.
Поляки и ранее неоднократно выступали против «Северного потока 2», называя проект «политическим» и «экономически необоснованным». Еще в минувшем марте правительства ряда восточноевропейских государств, включая Венгрию, Польшу, Румынию и балтийские страны, направили руководству Еврокомиссии официальное письмо, в котором категорически высказались против строительства российского газопровода «Северный поток 2».
По мнению политиков из Восточной Европы, реализация данного амбициозного проекта Москвы обязательно повлечет за собой «дестабилизирующие геополитические последствия». При этом в послании особо было отмечено, что на фоне сегодняшних событий на Украине поставки российского газа в Европу имеют сейчас «ярко выраженный политический подтекст».
В восточноевропейских столицах уверены, что строительство еще одного российского газопровода в Европу «окажет значительное влияние на схему газового транзита в европейском регионе, в первую очередь на транзитный маршрут через Украину».
Президент Польши Анджей Дуда (Andrzej Duda) говорил, что обсуждаемый проект навредит ЕС, нарушив равновесие в диверсификации поставок газа. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski) считает «Северный поток 2» «эгоистическим стремлением» отдельных стран Евросоюза к самостоятельности в вопросах энергетической политики. Он также говорил о том, что проект угрожает стабильности на Украине, ведь он исключит эту страну из цепочки транзитеров газа.
После того, как UOKiK высказал свои соображения, предполагаемые партнеры в создаваемом совместном предприятии отозвали свою заявку. Необходимость получения разрешения у польской стороны была вызвана также и тем, что у Газпрома, Shell и немецких компаний уже есть существенный бизнес в Польше. Партнеры не были готовы к серьезному противостоянию с Варшавой, поскольку это создавало риски для их деятельности на польском рынке.
Таким образом, пока на неопределенный срок единственным акционером «Северного потока 2» останется Газпром. А европейские компании в данный момент рассматривают альтернативные формы поддержки этого проекта.