Зачем, едва познакомившись, мы спрашиваем людей, где и кем они работают? По мнению обозревателя BBC Capital, это может указывать на то, что мы привыкли накрепко связывать человека с его работой. Но правильно ли это?
В первые же несколько минут разговора новые знакомые неизменно интересуются у Ясаман Хаджибаши: «А кем вы работаете?»
Этот же вопрос наверняка часто задают и вам. Ясаман отвечает на него намеренно расплывчато.
Она могла бы рассказать о своем дипломе магистра делового администрирования, полученном в престижной Гарвардской школе бизнеса, или о том, что занимает высокую руководящую должность директора по управлению данными в финансово-банковском холдинге Barclays Africa Group в Йоханнесбурге (ЮАР).
Однако при ответе она не вдается в такие подробности — в надежде, что это поможет отделить восприятие ее самой от восприятия ее работы.
«Мне хотелось бы, чтобы люди сначала познакомились со мной, а уже потом с моими регалиями», — говорит она.
«Это для меня своего рода проверка: будут ли меня уважать независимо от моей должности».
Хаджибаши не единственная, кто разрывается между своим социальным и профессиональным «я»: специалисты по карьерным вопросам утверждают, что в социальной среде даже самым успешным руководителям полезно отделить восприятие своей личности от работы.
Однако поскольку работодатели требуют присутствия в офисе в течение всего дня, многим работникам не удается отделить себя от своей профессии.
По мнению Ала Джини, преподавателя деловой этики Чикагского университета им. Лойолы и автора книги «Моя работа и мое «я», в итоге это может отрицательно повлиять на их общее благополучие и даже здоровье.
«Чем меньше в жизни интересов, тем больше зависимость от работы. И в случае увольнения человек просто места себе не находит», — утверждает Джини.
Разумеется, спрашивая вас о вашей работе, люди просто пытаются определить социальный статус нового знакомого, подобно тому, как в некоторых азиатских культурах интересуются прежде всего родословной и финансовым положением родителей, а не родом занятий, как рассказывает Хо Ши Вай, психолог и директор консультационного центра в Сингапуре.
Но даже если вас спрашивают о работе ради того, чтобы определить ваше положение, не стоит торопиться упоминать название своей компании или перечислять свои профессиональные достижения, чтобы не создать ложного впечатления о себе самом или прочной ассоциации с работой, которую вы, возможно, хотите сменить.
«Не попадайте в эту ловушку, не думайте, будто эти ярлыки определяют вас как личность», — предостерегает Хо Ши Вай.
Оставляем работу за кадром
В социальной ситуации особенно важно создать многостороннее впечатление о своей личности.
Те, кто отождествляет себя только с работой, могут в итоге впасть в депрессию, лишившись ее, тогда как остальные способны справиться с последствиями увольнения быстрее, отмечает Сьюзен Краусс Уитборн, преподаватель психологии в Массачусетском университете в Амхерсте (США).
Она добавляет, что беседы с друзьями и родными на темы, не связанные с работой, могут помочь выстроить необходимый барьер между рабочей и частной жизнью.
Впрочем, те, кто доволен своей работой, должны проводить еще больше времени вне офиса.
По данным исследования, проведенного Краусс Уитборн, те, кто действительно получает удовольствие от работы, испытывая к ней подлинный интерес и наслаждаясь приятной атмосферой в офисе, глубже привязаны к профессиональной составляющей своей личности, чем те, кто работает просто ради денег и социального положения.
Ваша личность как уникальный бренд
По мнению Франсуа Домара, руководящего работника в области информационных технологий из Сан-Франциско (США), в этом может помочь построение собственного образа в глазах других людей как своего рода уникального бренда с акцентом на ваши знания и умения, а не на вашего работодателя или вашу должность.
Этот переход помог ему сформировать более стабильное представление о себе, особенно в глазах тех знакомых, которые не всегда знали, что он сменил работу.
Сам он называет себя «торговым посредником», подчеркивая тем самым свой опыт в сфере развития продаж.
«Название работодателя стало для меня второстепенным вопросом», — говорит он.
Однако для большинства людей ключ в том, чтобы найти себе действительно интересное хобби вне работы, как советует Краусс Уитборн, которая несколько часов в неделю что-нибудь мастерит или шьет лоскутные одеяла.
«К таким увлечениям надо относиться серьезно и не считать их глупостями», — советует она.
Многие начинают чем-нибудь заниматься помимо работы, но быстро бросают, как только у них накапливаются невыполненные задачи.
Очень важно выделить для этих занятий свое место в жизни и рассказывать о них, знакомясь с людьми.
Несмотря на удавшуюся карьеру, Хаджибаши утверждает, что разнообразие ее социальных контактов — от мамочек-домохозяек до учителей и предпринимателей — позволяет ей добиваться признания не только на работе.
Она обычно не обсуждает работу с друзьями, поскольку неспециалистам эта тема может быть непонятна.
С другой стороны, она убеждена, что осознание себя помимо работы дает ей возможность чаще быть самой собой: «Простое общение с моими знакомыми помогает отвлечься от всего того, чем я зарабатываю на жизнь».