Представители США и России сообщили, что им удалось достичь определенного прогресса в вопросе о заключении нового перемирия в сирийской гражданской войне, однако за девять часов переговоров они не совершили серьезного прорыва, что в очередной раз подчеркивает наличие глубоких разногласий в вопросе об урегулировании кровавого сирийского конфликта.
Госсекретарь США Джон Керри (John Kerry) и министр иностранных дел России Сергей Лавров также обсудили вопрос о возобновлении гуманитарной помощи сирийским гражданам. Керри и Лавров обсуждали детали того, как можно решить проблему нарушений перемирия режимом сирийского президента Башара аль-Асада, а также подъема повстанческой группировки, тесно связанной с «Аль-Каидой» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ, — прим. ред.), члены которой смешались с представителями оппозиционных сил, поддерживаемых США.
«Мы добились ясности относительно путей работы, пути вперед», — подчеркнул Керри во время пресс-конференции в пятницу, 26 августа, добавив, что их конечная цель – посадить все стороны за стол переговоров, «чтобы мы могли серьезно обсудить, как можно положить конец этой войне».
«Как мы все сейчас видим, нарушения стали скорее нормой, чем исключениями, — сказал Керри во время февральских дискуссии по вопросу о перемирии. — Нет нужды говорить о том, что ситуация в значительной мере ухудшилась после короткого периода тишины, наступившего после заключения соглашения о прекращении огня».
Тяжелая ситуация
Поскольку международные организации и группы по оказанию помощи сообщают о неуклонно ухудшающейся ситуации в Алеппо, ключевом городе на севере страны, одной из тем переговоров стал вопрос о том, как можно добиться устойчивого прекращения огня, чтобы доставить в город гуманитарную помощь. Этот город оказался в эпицентре жестоких столкновений между повстанцами и сирийскими войсками, которых поддерживали российские военные самолеты. Сотни тысяч жителей города в настоящее время отрезаны от какой-либо помощи.
Однако комментарии Керри и Лаврова также отражают тот факт, что между Россией и США существуют чрезвычайно серьезные разногласия в ключевых вопросах, включая дальнейшую судьбу Асада, а также требование Вашингтона, чтобы сирийская армия и российские военные не наносили удары по группировкам умеренной оппозиции в своих попытках покончить с «Джебхат ан-Нусра» и «Исламским государством» (террористические группировки, запрещенные на территории РФ, — прим. ред.), которые базируются в Ракке.
Керри в очередной раз заявил о необходимости политического перехода. Между тем, Лавров призвал к «прагматизму», указав на примеры Ливии и Ирака, где после свержения их лидеров очень быстро наступил хаос.
«Все понимают, что нельзя наступать на эти грабли», — сказал Лавров.
«С точки зрения России Асад должен стать частью политического решения — в этом и заключается фундаментальное различие между позициями двух стран, — отметил Дерек Шолле (Derek Chollet), старший советник Фонда Маршалла и бывший член администрации Обамы. — Если стороны не урегулируют это ключевое разногласие, они вряд ли смогут сотрудничать».
Облегчить страдания
Представители США и России подчеркнули, что переговоры в пятницу, 26 августа, были направлены на обсуждение не политической стороны вопроса, а способов облегчить страдания сирийского народа, положить конец боям и создать основу для начала переговоров.
Они также отметили, что переговоры между американской и российской дипломатическим группами будут идти еще несколько дней.
Россию больше всего беспокоит то, что «Фронт ан-Нусра», который недавно сменил свое название на «Джебхат Фатах аш-Шам», старается объединиться с группировками умеренной оппозиции, поддерживаемыми США. Американская сторона утверждает, что Россия наносит удары по умеренной оппозиции под предлогом борьбы с террористами. Россия, между тем, заявляет, что США стремятся блокировать удары по террористическим группировкам, опасаясь, что в результате ударов могут пострадать боевики, которых они поддерживают.
США и Россия также обсудили предложение, согласно которому Россия должна добиться неиспользования ВВС сирийского режима в обмен на разведданные о местонахождении боевиков «Фронта ан-Нусра», по которым должны наноситься скоординированные авиаудары. Это предложение — известное как соглашение Объединенной группы по реализации — встретило противодействие со стороны других агентств в американском правительстве, что существенно усложнило задачу Керри.