Шлейф российской провокации, про так называемых крымских диверсантов, продолжает удлиняться. Ситуация меняется очень быстро и маятник приобретает все большую амплитуду.
Еще недавно казалось, что наши западные партнеры заняли более благоприятную для Киева позицию. Сначала безопасность и вывод российских войск из Донбасса, потом политическое урегулирование, проведение выборов. По первым откликам в европейских и североамериканских столицах российской версии о так называемой диверсии не поверили, но заявление Путина о выходе из нормандского формата, похоже, Берлин и Париж не на шутку взволновали. Настолько, что решили поговорить об Украине на полях саммита G20 с Путиным.
Что же произошло и почему позиции Германии и Франции снова сместились в пользу России.
Причин достаточно много, тем не менее, остановимся на более значительных.
Во-первых. В ЕС накапливается много горючего материала. И это не только мигранты и проблемы с ними связанные. Выход Британии значит гораздо больше и возможная цепная реакция за ним следующая. В Нидерландах евроскептицизм набирает силу, такое можно сказать и о ряде других стран.
Следующей проблемой является возрастающие противоречия между, так называемыми, старыми членами ЕС, а именно Германией, Францией, Италией, и относительно новыми из Вышеградской четверки и стран Балтии. Формально к Украине и Донбассу все это не имеет отношения, но на самом деле имеет и самое непосредственное.
На востоке Европы опасность, исходящую от Москвы, чувствуют гораздо отчетливее. Там не склонны идти с Кремлем на какое-либо компромиссы, потому что на себе испытали, чем заканчиваются сговоры типа мюнхенского.
Похоже, что весьма неоднозначная реакция на встречу трех по Украине, заставили Ангелу Меркель во время визита в Чехию, сказать о продолжении санкций против России. Однако, вполне можно допустить, что это ужесточение позиции перед будущим компромиссом за счет Украины.
Во-вторых. Весьма симптоматично, что президент Обама недвусмысленно, в отношении России, высказался в поздравительном послании по случаю годовщины украинской независимости. Оно не только протокольное и предназначено не только Киеву. Главные европейские столицы тем самым предупреждаются, что если они не в состоянии в нормандском формате решить удовлетворительно донбасский конфликт в пользу Киева, то они демонстрируют всему миру не только свою неспособность, но также простую боязнь Москвы, ее угроз мнимых и реальных.
Времени у Берлина и Парижа осталось немного. Если уже в середине осени никакого прогресса не будет, то всем этим займется Вашингтон после президентских выборов в ноябре. Судя по ходу американской избирательной кампании шансы Трампа, а с ним и надежды Кремля быстро уменьшаются. Приход Хиллари Клинтон в Белый дом будет означать ужесточение противостояния с Москвой практически по всем международным вопросам и по— украинскому, в том числе.
Для ЕС это еще будет означать, что острожная политика Обамы сменится конфронтацией с Россией не только на Украине, а также в Сирии, Йемене и в зоне Персидского залива. Перехват инициативы в украинско-российском конфликте Вашингтоном будет означать серьезный провал внешнеполитической части брюссельской бюрократии. Как результат, Европа все больше будет делиться на более проамериканскую и менее ориентированную на Вашингтон. Издержки для Берлина и Парижа очевидны с учетом приближения избирательного цикла.
В-третьих. Ужесточение будущей позиции Вашингтона, в отношении Москвы на Украине, не обязательно выразится в передаче нашей армии летального оружия. Как раз этого может и не быть, по крайней мере, в явной форме. Скорее пойдут по пути организации совместного производства такого оружия на территории Украины или в пограничных странах, в частности, в Польше.
Прошедший военный парад в Киеве действительно показал большой путь, который прошла наша армия. Однако по большому счету, мы остаемся не очень хорошо вооруженными против российского агрессора. Украинский военно-промышленный комплекс показал свои достижения в области бронетанковой техники, но дальше по Крещатику проехало советское артиллерийское и ракетное вооружение. Даже, если оно модернизировано, то все равно уже вчерашний день. Это лишний раз показало, что наш ВПК пока не может полностью обеспечить армию столь необходимым ей вооружением. Нам не следует догонять Россию, а настраиваться ее перегнать с помощью наших западных партнеров. И в этом основная надежда на Вашингтон.
В-четвертых. Устойчивость украинской государственной конструкции пока вызывает на Западе больше вопросов, чем ответов. Проблемы с траншем МВФ и получением безвизового режима, в очередной раз пророссийской агентуре в европейских странах, дали основания говорить о ненадежности Киева.
Начинаются игры олигархов против президента и подготовка к раскачиванию внутриполитической ситуации. Не без братской помощи из Москвы. Там просто спят и видят, как в Киев хлынут толпы подкупленных недовольных. Предмет найдется. То ли тарифы, то ли невыплата зарплаты и т.д. Да и сама власть своими действиями дает возможности для подобных политиканов и их игр. Перетягивание полномочий между НАБУ и ГПУ из того же флакона.
В силу перечисленных и других факторов, Меркель и Олланду крайне важно сдвинуть с места урегулирование на Донбассе. Даже, если придется заставить Киев принять российские условия. В противном случае —война с непредсказуемыми последствиями. Но сама Украина виновата, пусть и расхлебывает, а мы отходим в сторону, с России снимаем санкции, а дальше как получится.
С точки зрения здравого смысла и, если хотите из чувства самосохранения, как раз оказывать давление Западу нужно на Россию. И ей объяснить, что санкции можно и ужесточить. Только смогут ли так действовать Меркель и Олланд, остается вопросом.+
Киеву предстоит выдержать огромное давление, переходящее в шантаж. Сможет ли?