Екатеринбург — Сергей Чепиков выходит из своего комфортабельного автомобиля марки БМВ, и вместо прохладных струй кондиционера ему в лицо ударяет горячий воздух. Нынешнее лето в уральских горах необычно жаркое. В городе Екатеринбурге температура превышает 30 градусов — при отсутствии ветра. В сопровождении своей помощницы Чепиков с утра проводит целую серию встреч. Пожатие рук избирателей в небольшом городке Реж, расположенном примерно в 70 километрах от Екатеринбурга, посещение жителей одного дома, у которого разрушилась стена, встреча с сотрудниками государственного предприятия, а затем детский спортивный праздник. Ежедневно у него, в среднем, шесть подобного рода мероприятий в рамках избирательной кампании. «И так продолжается уже пять месяцев», — говорит он.
У этого светловолосого мужчины в голубой рубашке усталый вид. Он является образцовым кандидатом правящей российской партии «Единая Россия». Этот отец пятерых детей в прошлом был биатлонистом, он завоевал несколько олимпийских медалей, затем работал тренером. Кроме того, он уже в течение восьми лет является депутатом областного парламента. Сегодня 49-летний Чепиков участвует в борьбе за место в российской Государственной Думе. Впервые с 2003 года на выборах, которые состоятся 18 сентября, вновь будут распределяться прямые мандаты. И мало кто сомневается в том, что Чепиков получит один из них.
Государство хочет избежать новых обвинений в подтасовке выборов
После завершения предыдущих выборов в России в 2011 году десятки тысяч человек вышли на улицы для того, чтобы выразить свой протест против фальсификаций при подсчете голосов. Теперь государство намерено любой ценой избежать подобного развития событий. Новая стратегия выглядит так: поводок будет несколько ослаблен, но только так, чтобы не потерять контроль. Поэтому вновь вводятся прямые мандаты, проходной барьер для партий понижен до 5% и допущены независимые кандидаты.
Однако, в отличие от своих конкурентов, кандидат от правящей партии, все же, имеет в своем распоряжении значительно больше денег и ресурсов для проведения предвыборной кампании, которые расходуются на рекламу, на проведение встреч, а также для того, чтобы доказать свою способность сделать что-то конкретное. «Спортсмены просто не идут в другие партии, — говорит Чепиков. — Здесь есть возможность влиять на ситуацию, существуют доверительные отношения с правительством, и людей здесь адекватно воспринимают».
Немного самокритики
Во время поездки звонит его сотовый телефон. Сегодня утром он посетил дом с разрушенной стеной. После этого уже состоялась встреча с генеральным прокурором. Есть неплохие шансы на то, что пострадавший дом будет отремонтирован, а его жителям не придется за это платить. Успех будет приписан Чепикову.
Весной нынешнего года Чепиков даже разместил плакаты с номером своего мобильного телефона: любой человек может лично ему позвонить.
Правящая партия «Единая Россия», которую называют еще партией жуликов и воров, пытается теперь стать ближе к народу.
Даже позволено определенное количество самокритики. «Раньше были виртуальные депутаты, — говорит Чепиков во время посещения одного завода. — Я думаю, что мало кто из вас знает вашего депутата в Парламенте». Но теперь, когда есть прямые мандаты, все, по его словам, будет иначе. «Депутаты — это посредники между народом и правительством» — так заканчивает он свою речь.
Кто контролирует депутатов?
Две дюжины сотрудников завода молча и несколько мрачно смотрят на него. «Почему вы вдруг так погрустнели?» — спрашивает он несколько неуверенно. Вопросы, которые он получает, свидетельствуют о растерянности людей. Есть ли какое-то различие между региональным депутатом и депутатом Думы? Кто, вообще, контролирует депутатов? Как можно отличить хорошего кандидата от плохого? «Напишите, что это хороший кандидат», — говорит один из сотрудников после окончания встречи. Однако ему не с чем сравнить, так как других кандидатов из этого округа он не знает.
И не удивительно. Среди всех претендентов на получение прямого мандата правительственный кандидат имеет самый большой избирательный бюджет. Согласно данным, опубликованным на сайте Избирательной комиссии, он уже получил около 21 тысячи евро — все это «пожертвования от частных лиц». Регулярно он тратит деньги на рекламу. У него есть руководитель штаба, советник по избирательной борьбе и помощники, занимающиеся составлением его программы на день. «Предприниматели приходят к нам и спрашивают, как они могут помочь», — рассказывает он. Хороший контакт с представителем руководства в России еще никому не повредил.
Сотрудничество с оппозицией никаких преимуществ не приносит
О таком бюджете Михаил Борисов может только мечтать. Вспотевший и слегка взволнованный, он рано утром отправляется в путь на своей «Тойоте». Он едет в город Реж, но он еще должен собрать нескольких попутчиков для того, чтобы оплатить необходимый для поездки бензин. Бюджет его избирательной кампании составляет 137 евро, и это его собственный деньги. Предприниматели не хотят жертвовать средства на проведение его кампании. Он возглавляет в Екатеринбурге отделение оппозиционной партии «Парнас». Сотрудничество с ней не приносит этого кандидату никаких преимуществ, но, весьма вероятно, может ему повредить. Борисов выступает в качестве кандидата в том же округе, что и Чепиков. Он является единственным настоящим представителем оппозиции среди девяти кандидатов.
У него нет никакого избирательного штаба, а помощь ему в проведении его кампании в Екатеринбурге оказывают всего два волонтера. У него нет денег на рекламу, нет никаких средств для того, чтобы — как это делают его конкуренты — проводить несколько встреч в день. Он сам отвечает за свою кампанию. «На этих выборах существует столько бюрократии, столько формальностей, которые нужно преодолеть», — говорит он. На это приходится тратить большое количество сил и времени.
Требования об отставке Путина не печатают
В Реже он участвует в распределении рекламного места в местной газете. В 36 газетах, издающихся в регионе, партии и кандидаты получают в ходе жеребьевки бесплатные рекламные места. Но и здесь имеются барьеры — в одной из газет его партия получила всего четыре квадратных сантиметра газетной площади. Борисов решил опубликовать только одну фразу: «Парнас» выступает за отставку Путина«. Однако он получил из газеты письменный отказ. По мнению редакции, эта фраза представляет собой призыв к действиям, запрещенным на основании закона о противодействии экстремизму. Борисов хочет теперь обжаловать это решение в суде. По сути, он понимает, что его шансы на победу в качестве прямого кандидата не высоки. Он надеется лишь на то, что его партия добьется лучшего чуть лучшего результата.
«Здесь у нас много избирателей, которые недовольны правительством», — говорит Борисов. — И, действительно, правящая партия «Единая Россия» на прошлых парламентских выборах получила в этом регионе один из самых плохих результатов в стране, но, набрав 32,6% голосов, она, тем не менее, опередила остальные партии.
Апатия и ощущение безнадежности — вот новые враги
«У нас всегда были сильны традиции староверов. Здесь не уважают представителей государства», — говорит Борисов. Урал, по его словам, всегда был своенравным. В 1993 году здесь была провозглашена «Уральская республика», которая просуществовала несколько месяцев. У нее была собственная конституция, гимн и знамя. Борисов продолжает восторгаться тем временем. Этот 59-летний физик в период бурных демократических изменений в 1990-е годы был избран депутатам регионального законодательного собрания. Однако сегодня настроение в обществе другое. Кроме могущественной правящей партии Борисов вынужден бороться с еще одним врагом — с апатией и чувством безнадежности. В городе Реж никто не помогает ему проводить избирательную кампанию. Один фермер, живущий недалеко отсюда и поддерживающий партию «Парнас», сказал ему, что он хочет бойкотировать выборы.
Слишком не равны шансы, слишком несправедлива система. На самом деле, у Борисова нет никаких иллюзий, и он не считает, что выборы в сентябре будут демократическими и свободными. Однако такого рода пораженческие настроения тоже вызывают у него досаду. «Мы 70 лет жили при коммунизме, это была рабская система. Человек ни за что не отвечал и не мог ничего изменить, — говорит он. — А сегодня игнорировать выборы — это то же самое, что подвергать критике рабовладельца, но самому ничего не предпринимать и только ждать, пока сам рабовладелец не улучшит нашу жизнь».
Пенсионеры всегда голосуют за коммунистов
Апатия и недоверие по отношению ко всем политикам сильно ощущаются в Екатеринбурге, а также во многих других российских регионах. Как в любой авторитарной системе, подобная апатия превращается в пассивную поддержку правительства. Большинство людей на улице говорят, что выборы их не интересуют. «Все политики проявляют активность только перед выборами, а потом о них ничего не слышно», — говорит 30-летняя Ирина. «Они все равно выберут тех, кого они хотят», — говорит 28-летний Антон из города Реж.
Некоторые пенсионеры, как обычно, собираются голосовать за коммунистов. Пожилая женщина по имени Валентина из Режа будет голосовать на правительственного кандидата Чепикова. Обоснование: «Он недавно финансировал проведение татарского праздника сабантуй, а мой муж — татарин».
«Это болото. В этот раз не будет никакой революции и никакого протестного голосования, — говорит Аксана Панова, главный редактор одного интернет-сайта из Екатеринбурга. — Для большинства людей все безразлично, они не интересуются политикой». Возможно, телевидение внесло свою лепту, или что-то другое сломило людей. Не помогает и то обстоятельство, что как правительство, так и оппозиция только в течение пары месяцев перед выборами думают о людях, считает она.
«Ни один политик никогда и ничего не сделал для меня»
Мало что могут изменить в этом отношении и различные предвыборные мероприятия, проводимые партией «Единая Россия». «Конечно, хорошо, что они организовали спортивный праздник», — говорит Анастасия. Ее сын как раз сейчас принимает участие в «лазерном биатлоне» — это нечто среднее между эстафетой и занятиями по стрельбе. А открыл этот праздник правительственный кандидат Чепиков. «Но на выборы я не пойду. Ни один политик никогда и ничего не сделал для меня», — добавляет она.
По ее словам, она работает на государственном предприятии и вот уже три месяца не получает заработную плату. Спортивный праздник не способен скрыть того, что ситуация в стране плохая. Однако она не видит возможности, что-то изменить, и не видит никаких причин для того, чтобы интересоваться выборами. «Чепиков? Он, вообще, от какой партии — от коммунистов?»