О выходе нового типа политика, бесцеремонного популиста, на первый план, написано уже много. Такие существовали всегда, но теперь возникла угроза, что и американским президентом может стать человек, который говорит что хочет, ведет себя неподобающе и без колебаний оскорбит любого, прикрываясь при этом «политической некорректность». Он говорит избирателям, что они хотят слышать, и предлагает простые решения их проблем, причем виноваты всегда другие, например: беженцы, элиты или национальные меньшинства.
Однако есть политики мирового масштаба, которые идут в противоположном направлении. Они описывают избирателям подлинную ситуацию и даже не боятся сказать им, что нередко в своих проблемах они виноваты сами, по крайней мере отчасти. Удивительно, но таким политиком является российский премьер Дмитрий Медведев.
Пенсии и образование
Когда Медведев был в оккупированном Крыму, одна пенсионерка задала ему вопрос о низких пенсиях. «С такими пенсиями не выжить. Цены сумасшедшие!» (прозвучала сумма, составляющая в пересчете три тысячи крон). Российский премьер бесхитростно ответил, что «денег нет», а потом пожелал согражданам крепкого здоровья и не сдаваться. Российский интернет моментально обрел новую звезду.
Однако ответ Медведева не был обусловлен оторванностью от реальности и высокомерием, как в случае депутата правительственной партии «Единая Россия», который в начале 2015 года, когда инфляция пожирала российские зарплаты, и бытовали опасения, что будет голод, посоветовал согражданам есть поменьше. Медведев же, напротив, ясно объяснил, почему крымские пенсии такие маленькие.
Во-первых, размеры пенсий индексируются на общегосударственном уровне, и Крым не исключение. А для общегосударственного роста пенсий в государственном бюджете не хватает денег. Экономика в кризисе, отчасти из-за санкций, введенных против России за оккупацию Крыма. Немаловажно, что аннексию полуострова большинство местных жителей (по крайней мере официально) одобряет. Так что все просто: Крым российский, но взамен нет денег на пенсии.
Во втором случае российский премьер открыл согражданам глаза на молодежном фестивале «Территория смыслов» который посвящен образованию. Один дагестанский учитель заметил, что местные учителя получают, в пересчете, 3700 — 5500 крон, тогда как силовики — почти 20 тысяч. Медведев опять правдиво ответил, что для тех, кто хочет зарабатывать больше, есть много мест, где это можно сделать легко и быстро.
Это правда: кто хочет иметь высокую зарплату, пусть не ищет удачи в образовании. В особенности если живет в России, которая в первую очередь должна защищаться от внешних врагов, что опять-таки одобряют многие россияне, потому что страну буквально окружили. Образование второстепенно.
Корнями в кремлевской системе
Что на Медведева нашло? Причин может быть несколько. Одна из них связана с трудной ситуацией в российской экономике, и если не вырастет цена нефти, то положение может еще ухудшиться. Премьер, таким образом, подготавливает сограждан к очередному сокращению государственных расходов, включая пенсии и зарплаты учителей.
Другая причина связана с ситуацией российской демократии. Несмотря на то, что в сентябре в стране пройдут парламентские выборы, более или менее понятно, что проправительственные партии получат почти все мандаты. Настоящую оппозицию на всякий случай до выборов даже не допустили, а о доступе к независимой информации и говорить не приходится.
Поэтому позиция премьера не столько связана с итогами выборов, сколько с его укоренением в кремлевской правящей системе, в которой доминирует президент Владимир Путин. И именно, а не голоса избирателей, возмущенных дерзким премьером, будет решать дальнейшую судьбу Медведева.
Петиция об отставке
Также возможно, что Медведев устал от ситуации в России. Да и кто не устал бы: недавно в Кремль был приглашен бывший министр финансов, либерал Алексей Кудрин, чтобы подготовить план по выводу России из нынешнего кризиса. Правда, с 2000 года это будет уже четвертая экономическая программа, основанная на либеральных принципах.
Так что очередной план будет составлен, но в реальности, судя по всему, он ничего не изменит, и бесспорно умного премьера, в особенности, если у него еще остались хоть какие-то амбиции, это огорчает. Признание подлинного положение дел в такой ситуации может принести своего рода облегчение.
Последняя причина может заключаться в том, что и Медведев, и Путин знают, что очередного экономического плана на бумаге или некоторых косметических корректировок недостаточно для сохранения популярности нынешнего режима. Если принести в жертву премьера, то можно спасти ситуацию. Поэтому петиция об отставке Медведева, которую за 24 часа подписало 160 тысяч человек, Путину на руку. Кстати, ее обсуждают и государственные СМИ.
Быть может, какое-то время Медведев уже это понимает, поэтому в конце своей политической карьеры он решил, что, помимо роли жертвенного агнца Путина, который, конечно, его вознаградит, он может послужить своей стране еще и тем, что скажет людям, что денег нет.