День Сурка пережил не только Билл Мюррей (Bill Murray). Коррупция и экономический кризис угрожают существованию страны, отмечающей 25-летие своей независимости. Украинцы сталкиваются все с теми же трудностями, что и до Евромайдана, в ходе которого было свергнуто правительство считавшегося пророссийским Виктора Януковича. С тех пор в восточных областях Украины идет затяжная война низкой интенсивности, по-прежнему гибнут люди после нескольких попыток прекращения огня и подписания минских соглашений.
Украинские власти и пророссийские ополченцы договариваются об очередном прекращении огня, которое должно вступить в силу с 1 сентября. Очередном, потому что в принципе на востоке страны огонь должен быть прекращен после подписания минских соглашений в феврале 2015 года. «Мы призываем стороны объявить полное прекращение огня к началу учебного года», — заявил российский представитель на минских переговорах, сообщают местные СМИ. За последнюю неделю десятки украинских силовиков и ополченцев самопровозглашенных республик погибли в ходе вооруженных столкновений, особенно в промышленном Донецке, главном оплоте сопротивления.
Конфликты в Сирии и на Украине в течение некоторого времени приковывали к себе внимание Запада. Когда война в Сирии стала менее интересной для СМИ, произошли события на Майдане, присоединения Крыма к России, попытка проникновения (по версии Путина) украинских диверсантов на территорию Крыма, в ходе которой погибли двое российских военнослужащих. Но борьба за восточные области Украины вылилась в затяжной конфликт, который, хотя и не занимает первые страницы газет, но, тем не менее, вынуждает украинскую дипломатию искать ему объяснения. «Через четверть века после обретения независимости наша страна вынуждена защищать свой суверенитет от вооруженной агрессии, развязанной Россией», гласит коммюнике, выпущенное по случаю 25-й годовщины независимости. Несмотря на это, украинская дипломатия подчеркивает достижения этих лет, в первую очередь Соглашение об ассоциации с ЕС и социальную мобильность, «беспрецедентное количество гражданских активистов, занявших административные должности».
Как бы там ни было, но согласно опросу Института Гэллапа, через два года после убедительной победы на выборах 2014 года, рейтинг президента Порошенко составляет 17%. «Но даже при этом, если бы выборы состоялись сегодня, то он бы снова одержал победу. Другого кандидата, который мог бы обеспечить себе такую же поддержку, попросту нет», — заявил ABC Рубен Руис (Rubén Ruiz) из Лондонского городского университета, координатор книги «Украина: от революции на Майдане до войны на Донбассе». «Я не могу назвать положительных аспектов правления Порошенко, но его президентство протекало в очень непростых условиях», — подчеркнул исследователь.
В более оптимистичном тоне высказывается украинский журналист Анатолий Бондаренко, считающий, что после Майдана в стране произошло много положительных изменений. «Не все реформы были успешными, но финансирование государственных предприятий улучшилось благодаря прозрачности контрактов и многочисленным инициативам Open Data». Среди всех положительных изменений он выделяет одно, которое особенно связано с образом страны. «Мы возмужали как государство после Майдана и войны с Россией: впервые у нас есть общая политическая самобытность».
Разочарование и коррупция
В ходе последней полемики по поводу «забытого» украинского конфликта Рубен Руис подвергся нападкам в связи с тем, что он якобы высказывает благоприятное для Кремля мнение. Вместе с другими испанскими аналитиками Руис отверг подобные обвинения, которые появились на сайте DC Leaks, опубликовавшем так называемый Список Сороса, где упоминаются твитеры, характеризуемые как пророссийские, прокиевские и неопределенные.
Вместе со своими коллегами с портала Eurasia он выпусти коммюнике, где выразил свое неприятие подобных «черных списков». «В данном коммюнике мы пользуемся нашим правом на то, чтобы заявить о серьезном ущербе, нанесенном нашей репутации подобной ложью», — говорится в тексте. «Я не замалчивал, и не буду замалчивать агрессивные действия России после свержения Януковича, равно как и нынешнюю пророссийскую пропаганду», — заявил испанский исследователь.
«В ходе беседы со мной он рассказал о своей работе в министерстве, о том, как его отправил в отставку Арсений Яценюк (в то время премьер-министр) за его намерения бороться с внутренней коррупцией в системе, где государственные заказы предприятиям оформлялись с большими нарушениями», — подчеркивает он. Много говорилось о разочаровании, наступившем после Майдана из-за медленного проведения реформ и ухудшения общей ситуации. Около 36% заявляют, что «страдают» от нынешнего положения в стране: «Это самый высокий показатель среди бывших советских республик и самый высокий на Украине с 2007 года, указывается в исследовании Института Гэллапа», — писал журнал Foreign Affairs.
«Разумеется, реформы и преобразования осуществляются не так быстро, как мы бы того хотели. Но, по моему мнению, людей, разочаровавшихся в Майдане, не так много. Возможно, положение омрачила война», — ответил по электронной почте украинский журналист. Он сожалеет, что в экономике не произошло улучшений и что «в экономическом отношении мы лишь стремимся вернуться к довоенному уровню».
Советский период истории Украины изобилует коррупцией и неумелым управлением экономикой. Эта язва разъедает украинскую экономику (ВВП Украины в 2015 году сократился на 9,9%), которая по объему все еще меньше той, что была в 1992 году, вскоре после распада Советского Союза. В том году Украина и Польша имели приблизительно одинаковую экономику, однако, сегодня польская в два раза превосходит украинскую. Руис считает, что Евромайдан не решил проблему влияния олигархов на украинскую власть.
Несмотря на существующие проблемы, такие украинцы как Анатолий Бондаренко возлагают надежды на положительные изменения в стране, на ее вступление в ЕС, хотя аналитики исключают такую вероятность как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. «Я отмечаю эту годовщину с надеждой. Мы все преодолеем», — говорит он в заключение.