Русские только что продемонстрировали августовский вариант возможного октябрьского сюрприза.
Ранее этим летом мы узнали о том, что кибер-хакеры, связанные, по мнению многих, с Кремлем, вскрыли электронную почту Национального комитета Демократической партии, а также других организаций. Сотрудница газеты «Вашингтон Пост» Эллен Накашима (Ellen Nakashima) в понедельник сообщила о том, что российские хакеры также выбрали себе в качестве мишени государственную систему регистрации избирателей. Кроме того, явно пытаясь усилить позиции кандидата в президенты Дональда Трампа, они «сливают» документы, которые, как они считают, способны нанести наибольший ущерб в стратегически важные моменты предвыборной кампании.
На прошлой неделе мы узнали еще кое-что: русские — не только хакеры, но еще и наемные писаки. Оказалось, что прежде чем слить украденную информацию, они в некоторых случаях вносят изменения в документы, редактируют их, добавляя в них ложную информацию, а затем распространяют эти документы как оригиналы.
Сотрудник журнала «Форен Полиси» Элиас Гролл (Elias Groll) сообщал на прошлой неделе о том, что хакеры допустили ляп — они разместили как оригинальные версии, по крайней мере, трех документов, так и их отредактированные варианты. Эти документы, украденные у фонда Сороса «Открытое общество», были изменены хакерами для того, чтобы создать ложное впечатление о финансировании Соросом российского активиста в области борьбы с коррупцией Алексея Навального. Пророссийская группировка хакеров под названием «КиберБеркут» вставила в документы имя Навального, вымышленные суммы долларов и сфабрикованный текст.
Все это свидетельствует о наличии интригующей возможности — а не планируют ли оперативники Путина устроить утечку документов Национального комитета Демократической партии накануне президентских выборов?
Возможно, они будут свидетельствовать о том, что Фонд Клинтонов финансирует «Исламское государство» (запрещенная в России организация — прим. пер.), или в них будет содержаться признание Хиллари Клинтон в том, что она, в конечном счете, безразлично относилась к погибшим в Бенгази американцам. Может быть, они покажут, что она, на самом деле, утратила большинство функций своего мозга еще той осенью, то есть, уже несколько лет назад, а сегодня полагается на Энтони Вайнера (Anthony Weiner), который и принимает за нее все решения.
Подобного рода российские кампании по «dezinformatsiyi», то есть, по дезинформации, возникли в период холодной войны, и советские попытки представить СПИД как результат заговора ЦРУ является классическим примером. Однако подобный тип кибервойны — взлом электронной почты, а затем изменение и передача для публикации украденных документов — является доселе неизвестным вариантом эскалации. Трудно удержать себя от размышлений о том, что холодная война могла бы проходить совершенно иначе, если бы в то время можно было проводить хакерские атаки. Но мы, конечно же, так ничего и не узнаем об этом, поскольку Советский Союз развалился еще до того, как Эл Гор (Al Gore) изобрел интернет.
Однако очевидно то, что российские дезинформационные войны сегодня проводятся намного более активно, чем раньше. В воскресенье Нил Макфаркуар (Neil MacFarquhar) на страницах газеты New York Times написал о том, что русские пытаются подорвать военное сотрудничество Швеции с НАТО. В ходе этой кампании распространяются сфальсифицированные документы о якобы хранящемся в Швеции секретном ядерном оружии, а также о том, что солдаты НАТО якобы могут безнаказанно насиловать шведских женщин. Использование русскими «информации в качестве оружия» помогло создать замешательство на Украине в 2014 году, когда распространенные русскими теории заговора относительно инцидента со сбитым малазийским авиалайнером помогли им оправдать оккупацию Крыма.
Не указывает ли все это на спонсируемый Путиным октябрьский сюрприз?
Путин вмешивается во внутреннюю политику во Франции, в Голландии, в Британии, а также в других местах, помогая экстремистским политическим партиям дестабилизировать свои страны. И, судя по всему, то же самое он делает сейчас в Соединенных Штатах, где, помимо хакерских атак на Национальный комитет Демократической партии и избирательную систему, появились сообщения о том, что нынешним летом Россия сформировала группу интернет-троллей, которые в Твиттере, а также в других социальных медиа должны выдавать себя за американцев, поддерживающих Трампа. Трамп и Путин выразили взаимное восхищение друг другом, и даже после отставки менеджера кампании Трампа Пола Манафорта (Paul Manafort), ситуация особенно не изменилась, поскольку Трамп и некоторые его главные советники имеют тесные связи с Москвой.
Сверхконкурентная американская медийная среда является уязвимой для тех приемов, которые российские хакеры использовали в случае с Соросом — воровство документов, изменение их, а затем публикация их как оригиналов. Если путинские хакеры «сольют» подобного рода подправленные и очерняющие Клинтон документы, скажем, в конце октября, то, вероятно, конкуренция заставит средства массовой информации сообщить о полученных в результате взлома документах еще до того, как появится возможность выяснить, не были ли они изменены, а если были, то каким образом.
Мы не знаем, какие планы у путинских хакеров на эту осень, если они вообще существуют. Однако подправленные документы Сороса могут послужить ключом к разгадке.