Украинский вопрос снова выходит на повестку дня в мире, но обсуждать его готовятся без нас. На ежегодный саммит «Большой двадцатки» (G20), который состоится в Китае 4–5 сентября, Украину не пригласили. Зато, помимо постоянных 20 членов этого элитного политклуба, там будут, например, гости из Лаоса, Чада и Сенегала.
Ожидается, что в кулуарах лидеры Запада и России обсудят ситуацию на Донбассе. «Вести» попытались выяснить, как скажутся переговоры за спиной Украины на ситуации в нашей стране.
Украинский тупик
Есть мнение, что китайский саммит может приблизить снятие санкций с России и привести к уступкам по Украине. «Запад может договориться с Россией взамен на содействие по Сирии, борьбу с исламскими террористами и экономические выгоды, ведь все больше европейских стран выступает за снятие санкций, которые невыгодны их экономикам. А США сейчас не до геополитики и Украины — там заняты выборами. Так что в изоляции получаемся мы, а не Россия, с которой, наоборот, готовы обсуждать судьбу Украины без ее участия», — считает эксперт по международной политике Игорь Кушнир.
Украинская власть уверена, что на саммите Запад продолжит осуждать Россию за агрессию. «Саммит G20 касается глобальной и финансовой стабильности. Проблема российской агрессии против Украины является фундаментальным вызовом такой стабильности», — заявил глава МИД Павел Климкин. Впрочем, западные аналитики говорят о тупике по украинскому вопросу. Американский The Wall Street Journal видит для Запада два пути: заставить Киев пойти на уступки по Донбассу или признать провал Минских договоренностей.
«Обуздание и наказание»
В целом эксперты считают нехорошим знаком отсутствие Украины на саммите. «И хотя мы не являемся членами G20, унизителен сам факт, что Украину не пригласили в качестве гостя. Тем более Германия, Франция и Россия намерены обсуждать наш вопрос. Это даже не красная карточка, а дисквалификация, отстранение от принятия решений, — полагает политолог Руслан Бортник. — По сути, нормандская четверка превращается в нормандскую тройку. Это то, чего добился Путин от Запада после августовских событий в Крыму (Кремль обвинил Украину в попытке диверсии в Крыму. — прим. ред.), непринятия посла России на Украине, покушения на одного из лидеров «ДНР/ЛНР» Плотницкого».
О решениях по Донбассу нам могут сообщить уже постфактум, не исключает Бортник: «Для давления на Киев у Запада есть политические и экономические рычаги. Гривна уже начала падать, а без западных траншей осенью может еще больше обвалиться».
Другие аналитики не драматизируют ситуацию и не считают катастрофой неучастие Украины в китайском саммите и встрече с Меркель, Олландом и Путиным. «Нормандский формат переговоров изжил себя. А встреча Меркель, Олланда и Путина состоится на кулуарном уровне, после чего последуют традиционные заявления о необходимости полного прекращении огня на Донбассе. Другой вопрос, что будет дальше на востоке Украины», — говорит политолог Андрей Бузаров.
С ним солидарен эксперт Борис Ткачук: «Запад может частично снять санкции с России, но полностью «сливать» Украину никто не будет, иначе западных лидеров не поймут их же избиратели. А им перед выборами невыгодно терять рейтинги».
Эскалация на Донбассе отвлекает от коррупции
Украина тем временем снова попала в центр внимания мировых СМИ. Причем пишут о нас по разным поводам — от обострения в зоне АТО до влияния на американские выборы через скандал с Манафортом, главой предвыборного штаба кандидата-республиканца Дональда Трампа. Сразу в двух влиятельных британских газетах — Guardian и Times — вышли репортажи из зоны АТО (Зайцева и Авдеевки). Журналисты пишут об усилении напряженности и боязни местных широкомасштабного наступления.
И если Times считает, что эскалация может быть выгодна лидерам Украины и России, чтобы отвлечь внимание народа от проблем в экономике и коррупции, то Guardian, наоборот, уверена, что Кремлю обострение не с руки, поскольку это вновь объединит Запад против России, в частности, в вопросе продления санкций.
Также иноСМИ все еще обсуждают скандал с увольнением Манафорта, правой руки Трампа, после обнародования документов о якобы получении американцем миллионов долларов во время работы на Януковича. В этом контексте Financial Times пишет о попытках украинских политиков ослабить предвыборные позиции Трампа, известного своими пророссийскими заявлениями. Документы против Манафорта обнародовал Сергей Лещенко, нардеп, близкий к антикоррупционному бюро, отмечает издание.