Пока достоверно о состоянии президента Узбекистана Ислама Каримова известно очень мало. Дочь 78-летнего узбекского лидера Лола Каримова-Тилляева сообщила 29 августа в Instagram, что ее отец перенес кровоизлияние в мозг. Сообщение произвело эффект взорвавшейся бомбы.
Узбекские власти проявили несвойственную им открытость, сообщив о факте болезни президента. Это был первый случай, когда правительство прокомментировало состояние здоровья Каримова. Правда, никаких подробностей предоставлено не было. По мнению аналитиков, Ташкент был вынужден сообщить о госпитализации узбекского лидера из-за предстоящих 1 сентября празднований в честь Дня независимости. Отсутствие президента на мероприятиях вызвало бы бурю разнотолков.
В соответствии с конституцией, в случае недееспособности президента бразды правления переходят председателю сената. Эту должность в данный момент занимает Нигматилла Юлдашев, бывший министр юстиции и один из безликих фигур скрытной узбекской элиты, поэтому явных и видных кандидатов в преемники Каримова немного.
Борьба за власть, скорее всего, будет происходить за кулисами и под контролем могущественной Службы национальной безопасности во главе с Рустамом Иноятовым. Но непрозрачный характер узбекского режима осложняет анализ возможных кандидатур на место Каримова, отметила Элис Маммери (Alice Mummery), независимый аналитик из Лондона, специализирующаяся на событиях в Узбекистане.
«На протяжении своего президентства г-н Каримов всегда старался быстро устранять какие-либо угрозы своей власти. В этой связи сложно установить, кто вероятнее всего станет преемником в случае его смерти или недееспособности», — сказала она.
Как и многие другие аналитики, Меликишвили считает наиболее вероятными кандидатами премьер-министра Шавката Мирзияева и его заместителя Рустама Азимова. Членов семьи Каримова, вероятнее всего, отодвинут в сторону, в свете низвержения старшей дочери президента Гульнары Каримовой. Ее некогда считали возможной преемницей отца, но в 2012 году она стала фигурантом международных расследований относительно коррупционных схем в телекоммуникационном секторе Узбекистана, и на протяжении двух с половиной лет находится под домашним арестом, практически без связи с внешним миром.
«Очень маловероятно, что члены семьи Каримова будут играть в процессе сколь-нибудь значительную роль, и я склоняюсь к тому, что их совершенно не следует принимать в расчет», — заявил Меликишвили. Но некоторые аналитики полагают, что Тимур Тилляев, бизнесмен и супруг Каримовой-Тилляевой, может стать темной лошадкой в борьбе за президентское кресло.
На фоне рассуждений о том, кто сейчас стоит у руля и как будет разворачиваться процесс определения преемника, все внимание будет сконцентрировано на мероприятиях в честь Дня независимости 1 сентября. Если обращение Каримова к нации по поводу 25-летней годовщины обретения независимости зачитает Юлдашев, «это будет указывать на выбор в пользу конституционного пути», считает Меликишвили (хотя Юлдашев, скорее всего, будет лишь переходной фигурой до определения нового президента). Если речь произнесет кто-то другой, именно его сразу начнут считать вероятным претендентом на президентство.
Наблюдатели считают, что наиболее вероятным сценарием определения преемника является управляемый закулисный процесс, схожий с тем, что имел место в Туркменистане после смерти в 2006 году долго находившегося у власти диктатора Сапармурата Ниязова, когда бразды правления получил нынешний президент Гурбангулы Бердымухамедов.
В случае с Туркменистаном власть перешла ранее малоизвестному кандидату, которого никто не считал возможным преемником. Нечто подобное может произойти и в Узбекистане. Если Каримов покинет свой пост, «скорее всего, сложится ситуация, схожая с той, что имела место в Туркменистане после смерти Ниязова, когда элиты за закрытыми дверями достигли консенсуса и пришли к соглашению назначить Бердымухамедова, — сказала Маммери. — Назначение Бердымухамедова было неожиданностью, т.к. его не считали возможным приемником Ниязова».
Но также нельзя исключать, что конкурирующие стороны не смогут договориться о преемнике, что может привести к дестабилизирующим ситуацию последствиям.
«Если конкурирующие группы не смогут прийти к соглашению, это может привести к еще большей фрагментации элит, а также вооруженным столкновениям между их сторонниками в армии и правоохранительных органах, — предположил Меликишвили. — Длительная борьба за власть среди правящих кругов и любые признаки вакуума власти, в свою очередь, приведут к гражданским волнениям на фоне падения уровня жизни и возвращения трудовых мигрантов из переживающей экономический спад России».
Россия первой из иностранных государств отреагировала на новость о болезни Каримова. В Кремле выразили глубокие соболезнования в связи с болезнью президента Узбекистана Ислама Каримова, передало слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова новостное агентство «Интерфакс».
«Каких-то отдельных знаний у нас нет», — сказал Песков.
Отвечая на вопрос о возможной дестабилизации обстановки в Узбекистане в связи с болезнью президента, Песков заявил, что такую постановку вопроса считает «некорректной».
Российское новостное агентство «Спутник» было не столь осторожным в выборе слов. В статье кыргызской службы агентства бывший офицер ГКНБ Талант Разаков заявил о возможной дестабилизации обстановки в Узбекистане.
«Дело в том, что в РУз очень много кланов, и все они под руководством Каримова относительно мирно сосуществуют. В случае его тяжелой болезни или, не дай бог, смерти борьба за власть различных группировок может стать предпосылкой разногласий и, как следствие, появления конфликтных очагов», — сказал Разаков.
Ряд других опрошенных «Спутником» экспертов выразили схожие пессимистичные мнения.
Также возможно — хотя такая возможность тает с каждым днем отсутствия Каримова на публике — что этот политический долгожитель, правивший Узбекистаном на протяжении более четверти века, вернется на свой пост. Но ущерб, нанесенный отсутствием у Каримова долгосрочного политического планирования, ликвидировать будет не просто.
«Учитывая возраст Каримова, отсутствие плана перехода власти к преемнику вызывает серьезную озабоченность по поводу политической стабильности и долгосрочного будущего страны», — отметила Маммери.