Прошла неделя с тех пор, как в Джераблусе при поддержке джихадистских групп началась операция «Щит Евфрата». Эксперты, побеседовавшие с Birgün, коснулись вопроса о рисках, которые несет эта операция, и выразили мнение, что Турции необходимо действовать осторожно.
С того момента, как Турция при поддержке джихадистов из Свободной сирийской армии начала джераблусскую операцию под названием «Щит Евфрата», прошла неделя. Критика по поводу того, что операция затягивает Турцию в болото, не смолкает. Эксперты по внешней политике Семих Идиз (Semih İdiz) и Ариф Кескин (Arif Keskin) дали свою оценку этому вопросу.
Семих Идиз, известный аналитическими статьями по проблемам внешней политики, отметил, что Турция может надолго остаться в Сирии. «Правительство заявило: „Мы останемся здесь столько, сколько потребуется“. Следовательно, вероятность того, что Турция останется в Сирии на долгий срок, высока, то есть мы этого отрицать не можем. По крайней мере, пока внутренние беспорядки в Сирии продолжаются. У этой операции есть несколько целей. Первая — разумеется, уничтожить ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим.ред.); вторая — вытолкнуть курдов на восток Евфрата. Третья цель — попытаться создать контролируемый безопасный регион от Джераблуса до Азаза и, с одной стороны, использовать его для беженцев, с другой — создать буферную зону между Турцией и Сирией. Будут ли достигнуты эти цели, неизвестно, но в данный момент конъюнктура на стороне Турции», — сказал Идиз.
Перед США стоит дилемма
Семих Идиз также прокомментировал позицию США: «Конечно, Америка недовольна конфликтом Турции и курдов, но перед США стоит дилемма, потому что они довольны тем, что Турция воюет с ИГИЛ. Другой момент, который усиливает положение Турции, — это позиция России и Ирана. Обе эти страны отчетливо дали понять, что поддерживают территориальную целостность Сирии. Раз уж у Турции изменился подход к вопросу о будущем Асада, значит, Иран и Россия не так далеки от позиции Турции в отношении курдов».
Риск всегда есть
Несмотря на то, что во внутренней политике Турции операцию встретили положительно, фактор риска присутствует, подчеркнул Идиз. Далее он продолжил: «Некоторые обозреватели предупреждают, что мы завязнем в болоте. Такой риск есть, и подобные вмешательства всегда несут в себе угрозы. Возможно, некоторые действия с точки зрения внешней политики не слишком обрадуют Запад, особенно операция Турции против курдов. Но сейчас позиции Турции сильнее, чем раньше. Судя по тому, что первая цель Запада — ИГИЛ, я не думаю, что кто-то резко выступит против входа Турции в регион, поскольку Турция также нацелена на уничтожение ИГИЛ».
Сигнала в отношении Дамаска нет
Ариф Кескин, известный своими работами по Ближнему Востоку, отметил, что «успех» Турции в джераблусской операции будет зависеть от союзов, которые она создаст. «Турция не могла войти в Сирию сама по себе. Сирия может и не стать болотом для Турции. Без выстраивания отношений и надлежащих союзов с Америкой, Россией, Сирией, Ираном добиться успеха в этом регионе невозможно. Операцией „Щит Евфрата“ Турция не дает какого-либо направленного в сторону Дамаска сигнала. Да и название операции говорит о том, что намека на свержение Башара Асада нет», — сказал он.
Счет для Турции будет тяжелым
Кескин отметил, что при неправильной постановке целей операция может потерпеть неудачу: «Если Турция откажется от некоторых своих грез на Ближнем Востоке, прагматично определит цели и создаст организованный союз, Сирия может и не стать для нее трясиной. Операция даже увенчается успехом. Джераблусская операция Турции — словно испытание доверия в отношениях. И Россия, и Иран, и Дамаск, и Америка наблюдают за этим процессом. Если Турция будет делать неправильные ходы, эта операция может превратиться в ловушку. Ранее Турция не заходила в Сирию. Если на этом этапе не учесть региональные балансы сил, счет для Турции будет тяжелым».
Необходима новая внешняя политика
Кескин, отметивший, что «происходящее может начать новый процесс в турецкой внешней политике», продолжил: «Может возникнуть новое поле, которое будет формировать внешнюю политику Турции. Турция с каждым днем все больше разочаровывается в США. Правительство понимает, что с американцами оно не сможет достичь своих целей. Мы можем сказать, что происходящее толкает Турцию к Ирану и России. На это указывает процесс, начавшийся еще до Джераблуса. Последняя операция в Сирии может способствовать еще большему укреплению отношений Турции с Ираном и Россией. Потому что Турция отчетливо поняла, что с США она не сможет достичь желаемого в Сирии. Эти события могут положить начало новому внешнеполитическому курсу Турции. Стране нужна новая парадигма и новая концепция. Турция должна отказаться от своей прежней безуспешной и безрезультатной политики. Нужно выстраивать новую стратегию, которая возьмет за основу национальную, демократическую и светскую идентичность».