Наконец завершилась процедура импичмента Дилмы Русеф. 75% голосов Сената окончательно отстранили от должности президента, решение о чем было принято Палатой депутатов еще 17 апреля. Тогда 71% членов парламента проголосовали за то, чтобы действующий президент временно приостановил свою деятельность и предстал перед судом. В обоих случаях решение было поддержано большинством голосов, превышающим требуемые законом две трети.
Этот процесс проходил в строгом соответствии с Конституцией, гарантируя полное право подсудимого на защиту и находясь под беспристрастным контролем Верховного суда. Обвинения в махинациях с бюджетом, однако, хотя и имели значение в качестве основания для импичмента, никогда не были представлены как неопровержимые и оказались восприняты несведущим большинством как неясные технические детали, а экспрессивным меньшинством как предлог для «парламентского переворота».
Folha предпочла бы — как уже неоднократно заявляла — чтобы чрезвычайная кризисная ситуация в стране и неравнодушие к ней общества привели к отставке избранного в 2014 правительства или к его оспариванию в случае, если в суде подтвердятся доказательства преступлений в ходе выборов. Это привело бы к прямым выборам — единственному способу дать бесспорную легитимность новому правительству. Однако идеальные сценарии материализуются в политике крайне редко.
Мишель Темер является правопреемником бывшего президента Дилмы Русеф и формально — пока не доказано обратное — законным образом вступает в должность, чтобы управлять страной до декабря 2018 года.
Такой подход может выражать отсутствие убедительного осуждения или желание внести элемент примирения, однако он нарушает единственный раздел статьи 52 Конституции, которая предписывает дисквалификацию как автоматическое следствие утраты мандата. Правда, судьба Дилмы Русеф сейчас уже относится к ее личной биографии, а правительство ее, одно из самых провальных в национальной истории, исчезает раз и навсегда, становясь уделом книг по истории.
Главным приоритетом ныне утвержденной администрации в настоящее время является восстановление разорванной в клочья экономики. Для этого необходимо оставить позади бесплодные сомнения и занять, как уже предлагал Темер в своих первых выступлениях в качестве действующего главы государства, более смелую и твердую позицию. Крайне необходимо, чтобы президент демонстрировал убедительные признаки того, что он не намерен выдвигать свою кандидатуру на выборах в 2018 году.
Прежде всего, чрезвычайно важно получить поддержку Конгресса в отношении проектов экономических реформ — определить потолок для государственных расходов и пересмотреть правила социального страхования — представляющие собой рычаги, без которых Бразилия не сможет выбраться из катастрофической рецессии, в которую она оказалась втянута два года назад.