Грузия в 2008 году, Украина в 2014. Вот две молниеносные военные акции, которые застали мировых лидеров врасплох и перевели стрелки часов назад к дням холодной войны. Это был вызов, брошенный военному альянсу НАТО, а также ЕС, вызов всей устоявшейся системе безопасности. Мир стремительно меняется.
Вот с чем мы живем: наращивание вооружений, риторика, как в периоды войн, агрессивные акции над Балтикой и, прямо сейчас, широкомасштабная российская проверка боеготовности от Кольского полуострова до Кавказа, что вызывает беспокойство у соседей — Украины и Прибалтики.
Россия завоевывает новые позиции в Азии, Арктике и на Ближнем Востоке, для чего применяются оружие, сделки, дипломатические методы. Геополитическая карта мира меняется. Заключаются новые, возобновляются и укрепляются старые альянсы, как, например, с Ираном, Израилем и Турцией, в то время как более осторожная Америка медлит в ожидании нового президента. И это может быть Дональд Трамп, который так запутанно высказывался о НАТО и одобряет Путина.
Пока в Кремле сидит Путин, главная угроза безопасности снова исходит с востока. Не в последнюю очередь это актуально для планирования шведской обороны. Формально внеблоковая страна Швеция все больше сближается с НАТО и США, заключая договоры и развивая сотрудничество. Американский вице-президент Джо Байден (Joe Biden) щелкнул Путина по носу, когда был в Стокгольме в прошлый четверг:
«Никто не должен забывать, ни Путин, ни кто-либо другой, что это неприкосновенная территория. Точка. Точка. Точка», — заявил он в присутствии премьер-министра Стефана Лёвена (Stefan Löfven).
Многие западные лидеры смотрят на жесткого и бескомпромиссного Путина как на двуличного политического игрока, а не как на близкого союзника, на которого можно положиться. За аннексию Крыма Россию наказали экономическими санкциями.
Но, в то же время, Владимир Путин необходим для решения многих крупных конфликтов современности, и это факт.
Без него не закончить войну в Сирии, и в борьбе с террористической организацией «Исламское государство» тоже не добиться успеха. Даже краткое 48-часовое перемирие для доставки гуманитарной помощи страдающему населению сирийского города Алеппо можно объявить лишь при содействии России. Яркий пример — встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с коллегой Джоном Керри в Женеве в прошлую пятницу.
Планируется и другая встреча — в белорусской столице Минске, где соберется так называемая контактная группа по Украине. По чистой случайности это происходит как раз после того, как Россия сообщила о попытке украинской диверсии в Крыму и усилила защиту полуострова, на что украинский президент Петр Порошенко ответил, что не исключает всеобщей мобилизации.
Голоса повышаются, а планы Путина по-прежнему скрыты во мраке неизвестности. Но он не может не согласиться, что бои на Украине должны прекратиться, и необходим мирный процесс на взаимоприемлемых условиях.
Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) призвал в немецкой газете Frankfurter Allgemeine к новому договору с Москвой. Документ должен урегулировать вопрос о контроле вооружений, чтобы не дать напряженности распространиться по всей Европе.
Активизация военных учений России и НАТО в худшем случае угрожает вооруженными инцидентами, события выйдут из-под контроля, и тогда может стать слишком поздно, предупреждает министр.
По мнению Штайнмайера, Россия своими действиями в Крыму и на востоке Украины нарушила основополагающие принципы мира, которые не подлежат обсуждению, а также оборвала тонкие нити взаимного доверия, на протягивание которых потребовались десятилетия. Но, по его словам, мы должны быть едины в стремлении избежать дальнейшей эскалации.
Это и увещевание, и протянутая рука.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо (Robert Fico) в прошлый четверг поужинал с российским президентом. Он сделал спорное и провокационное высказывание по вопросу о мигрантах, который расколол Евросоюз на фоне кризиса беженцев, а также о террористических атаках. Словакия не пустит к себе крупные группы мусульман, заявил Фицо.
И Путин и Фицо выразили сожаление, что двусторонние экономические связи стали вполовину менее активными после введения санкций. Путин заметил, что знает, что Словакия занимает пост страны-председателя ЕС, и надеется, что на этой позиции страна посодействует улучшению экономических отношений между Европой и Россией.
Путин агрессивно руководит Россией — страной, которую больше нельзя не принимать во внимание. Но с признанием личных заслуг ему придется подождать, пока конфликт на Украине, ключ к которому — в его собственных руках, не будет исчерпан, и Запад не снимет санкции.
А пока он разделяет и властвует, и с ним приходится считаться.