В последние полторы недели Дональд Трамп не раз намекал на смягчение своей жесткой позиции по вопросу об иммиграции. Кандидат в президенты США от Республиканской партии то и дело сигнализировал, что он вот-вот выступит с заявлением о своем новом подходе к этой сложнейшей проблеме.
Однако на прошлой неделе пресс-секретарь Трампа Катрина Пирсон заявила: «Никакого другого месседжа не будет. Он просто использует другие выражения».
И вот теперь подтверждается, что она была во многом права.
Когда Трамп выступил в среду в Фениксе со своей разрекламированной программной речью об иммиграции, суть его позиции осталась прежней, да и слова не сильно изменились.
Как и во время своей речи на съезде Республиканской партии в июле, Трамп проигнорировал призывы к умеренности и вместо этого в своем обычном конфронтационном стиле повторил, вернее, прокричал популистские лозунги, которые приносили ему успех в ходе первичных выборов.
Впрочем, толпа его сторонников, собравшаяся в Аризоне, встретила это заявление криками восторга.
В его речи отсутствовали какие-либо попытки привлечь на свою сторону избирателей из испаноязычного меньшинства или апеллировать к более умеренным сторонникам республиканцев.
Несмотря на свой блиц-визит в Мексику и переговоры с президентом Энрико Пенья Ньето, Трамп повторил свой тезис о том, что на границе с этой страной будет возведена «непроницаемая, физическая, высокая, мощная, прекрасная» стена.
В Мехико Трамп утверждал, что финансирование строительства этой стены не обсуждалось — «об этом позже», заметил он. Но вернувшись на родину, он вновь повторил свою прежнюю позицию по этому вопросу.
«Мексика оплатит расходы на возведение этой стены, — заявил Трамп. — 100%. Они об этом еще не знают, но платить придется, можете мне поверить».
Далее Трамп в привычном стиле заговорил об Америке, осаждаемой толпами нелегальных мигрантов, хотя на самом деле статистика этого не подтверждает, особенно применительно к приезжим из Мексики.
Он снова зачитал список предлагаемых им жестких мер, многие из которых он не раз упоминал в своих предыдущих заявлениях.
Они включают требование о депортации всех нелегальных мигрантов, не имеющих документов. Им будет отказано в приобретении легального статуса или в праве на амнистию.
Вместо этого им придется покинуть Америку и на общих основаниях подавать заявление на визу.
Более того, изменятся и условия предоставления рабочих виз. Будут введены квоты на иммиграцию, а отбор среди соискателей будет проводиться на основе профессиональных качеств и владения языком. Кроме того, Трамп предлагает ввести идеологическую проверку — новые мигранты должны будут доказать, что они любят Америку и американские ценности.
Все нелегальные мигранты, которые подвергались аресту, будут депортироваться в ускоренном порядке.
Трамп особо подчеркнул, что имеет план по запрету иммиграции из ряда регионов и стран, которые враждебно относятся к США. Он назвал в качестве таких стран Сирию и Ливию. Беженцы из таких стран, высылаемые из США, будут размещаться в особых зонах на Ближнем Востоке, за создание которых заплатят государства Персидского залива.
Таким образом, Трамп решительно покончил с иллюзиями, которые в последние две недели циркулировали среди более умеренных республиканцев — о том, что он замышляет поворот в своей политике по вопросу об иммиграции.
Умеренные республиканцы были разочарованы. «Речь направлена на его белую националистическую базу, — написал в „Твиттере“ консервативный политический консультант Рик Уилсон. — Они хихикают и пускают слюни».
1/ A few quick thoughts about this hideous word vomit from Trump.
— Rick Wilson (@TheRickWilson) 1 сентября 2016 г.
«Я слышала, что Черчилль был выдающимся оратором, но речь Трампа об иммиграции — это лучшая речь в истории», — заметила, со своей стороны, ультраконсервативная публицистка Энн Коултер.
I hear Churchill had a nice turn of phrase, but Trump's immigration speech is the most magnificent speech ever given.
— Ann Coulter (@AnnCoulter) 1 сентября 2016 г.
«Превосходная речь Дональда Трампа сегодня вечером, — твитнул бывший лидер „Ку-Клукс-Клана“ Дэвид Дьюк, — Депортировать преступных иноземцев, ловить и не выпускать, принуждать к соблюдению иммиграционных законов, Америка прежде всего».
Excellent speech by Donald Trump tonight. Deport criminal aliens, end catch and release, enforce immigration laws & America First.
— David Duke (@DrDavidDuke) 1 сентября 2016 г.
Но что означает в контексте президентских выборов это возвращение Трампа с жесткому популизму, характерному для него в начале кампании?
Похоже, что избирательный штаб Трампа пришел к выводу, что все разговоры о привлечении испаноязычных избирателей следует прекратить из-за опасности утраты поддержки со стороны традиционных сторонников Трампа.
Это немедленно вызвало реакцию тех немногих испаноязычных политиков, которые выступали на стороне Трампа. Как пишет сайт Politico, несколько членов «Национального совета латиноамериканцев» рассматривают возможность отказа от поддержки Трампа.
«Мы считали, что движемся в правильном направлении, — заявил представитель организации „Партнерство латиноамериканцев за консервативные принципы“ Альфонсо Агилар. — Мы разочарованы и чувствуем себя обманутыми».
Трамп явно решил, что ему лучше продолжать проповедовать среди уже обращенных и надеяться на то, что они приведут его к победе.
«Мы намерены взять власть и вернуть себе нашу страну, — заявил Трамп в Фениксе. — Мы представляем собой народное движение».
Республиканский претендент именно так представляет себе президентские выборы. С его точки зрения, это не просто избирательная кампания, а нечто большее — популистская революция, которая не укладывается в рамки привычной политики и не руководствуется привычными принципами.
Такая позиция принесла Трампу успех в ходе первичных выборов во многих штатах, чего мало кто ожидал. И теперь выясняется, что Трамп собирается разыгрывать эти карты в оставшиеся до ноябрьских выборов месяцы, чего бы это ему ни стоило.