И Украина, и Запад глубоко встревожены воинственными высказываниями российских властей, а также значительным наращиванием сил в юго-западной части России в связи с учениями.
Москва же утверждает, что война в регионе нужна украинским националистам, которые вступили в заговор с интриганами в большой политике США.
В любом случае, напряженность стала сильнее, чем когда-либо с тех пор, как так называемые Минские соглашения, заключенные в феврале 2015 года, положили конец боям на востоке Украины. Но война так и не закончилась.
Российский аналитик в сфере обороны Павел Фельгенгауэр, критикующий политику Кремля, считает, что сейчас велика опасность возникновения открытого конфликта. По его словам, в военных учениях в России, которые проходят вплотную к украинской границе, задействованы 100 тысяч солдат с широким ассортиментом военной техники.
«Если ничего не произойдет, то непонятно, зачем это вообще затеяли. Задействованные военные подразделения очень сильны и вооружены боевыми бомбами, ракетами и торпедами».
Восточноукраинские повстанцы тоже имеют десятки тысяч вооруженных людей, которых снабдили современной российской военной техникой. Распространено мнение, что они действуют под командованием российской армии.
Диверсанты в Крыму
Тревогу забили еще в начале прошедшего месяца, когда Россия сообщила, что в ходе перестрелки в Крыму были задержаны украинские агенты, которые планировали диверсии. Крым оккупирован Россией с весны 2014 года.
«Очевидно, что сегодняшние киевские власти не ищут способы решения проблем путем переговоров, а переходят к террору», — прокомментировал Владимир Путин в весьма зловещем заявлении.
В то же время Россия тормозит реализацию Минских договоренностей, создавших предпосылки для попыток установить перемирие в Донбассе. Частично эта цель была достигнута. А вот усилия открыть путь политическому решению конфликта не дали практически никакого результата. Но и перемирие нельзя назвать безусловным успехом. Каждый день приходят сообщения об убитых и раненых на полях боев в восточноукраинском Донбассе. Столкновения украинских и пророссийских сил продолжаются вот уже два года и, по оценкам, унесли более 10 тысяч жизней.
Россия уверяет, что не вооружается, и утверждает, что США ведут закулисные интриги с целью разжечь новый конфликт.
Похоже, и Москва понимает, что до войны может оставаться всего несколько дней. По ее мнению, это Украина, в чьи уши нашептывает Вашингтон, хочет разжечь конфликт.
«Это, главным образом, „предвыборная война“ — с целью, чтобы Клинтон победила на выборах Трампа», — пишет в Facebook связанный с Кремлем политический аналитик Сергей Марков.
По словам Маркова, у Киева в Донбассе до 100 тысяч солдат, и, скорее всего, они готовы начать большое наступление на пророссийские силы.
Проходимая местность
Тем не менее, заявления обеих сторон стоит принимать с долей скепсиса.
Кричать «волки!» начинают уже далеко не впервые за более чем два года конфликта, а интерес к усилению напряженности есть и у Москвы, и у Киева.
До парламентских выборов в России осталось менее трех недель, и Кремлю, вероятно, не помешал бы патриотический конёк.
На Украине тоже имеются силы, которым надо поддерживать бурление, потому что напряженная обстановка позволяет киевскому правительству откладывать нужные, но непопулярные реформы.
Если на этот раз речь о чем-то большем, нежели простое бряцание оружием, это скоро обнаружится. Крупное наземное наступление должно стартовать, пока местность еще проходима — то есть в течение месяца, по мнению военных аналитиков.
Забытая война Европы
Украинские войска сражаются с пророссийскими повстанцами за контроль над Донбассом с весны 2014 года. При поддержке России повстанцы управляют двумя крупнейшими городами региона — Донецком и Луганском. Договор о перемирии, заключенный в Минске в феврале 2015 года, в основном закрепил местоположение линии фронта.
Жертвами войны уже стали более 10 тысяч человек. Два миллиона превратились в беженцев, сейчас они находятся в других частях Украины или в России.