Проще простого посмеяться над студентами, которым удалось обсудить мировые дела с российским лидером, но их изобретательности и упорству можно только позавидовать.
В последнее время школьные поездки в частных учебных заведениях Великобритании получают все больше дурной славы из-за своей экстравагантности, но состоявшаяся на прошлой неделе двухчасовая встреча одиннадцати студентов Итона с Владимиром Путиным с целью обсудить мировые события заслуживает того, чтобы войти в число наиболее впечатляющих.
Одной из причин для встречи стало потрясающее упорство учеников. «Мне понадобилось десять месяцев, 1040 электронных писем, 1000 сообщений, несчетное число бессонных ночей, непрекращающаяся паранойя во время экзаменационной сессии и снижение успеваемости, — написал в Facebook Дэвид Вэй, один из членов итонской группы. — Но в итоге мы здесь».
Упорство — замечательное качество. В этом случае оно выросло не столько из уверенности в том, что встреча, безусловно, состоится, сколько из шанса на успех. Разумеется, отчасти эта уверенность объясняется привилегированным положением студентов Итона, но вполне возможно, что менее известные частные или государственные школы могли бы добиться того же, если бы об этом попросили. Перефразируя старую рекламу национальной лотереи: исследование показывает, что ваши шансы на удачный исход собеседования значительно увеличатся, если вы о нем попросите. Уверенность сама по себе — замечательное качество потому, что благодаря ей все и случается.
Этот визит также подтверждает квалификацию Итона как международной школы, ученики которой желают знать, как устроен мир. В каком еще учебном заведении для маленьких англичан обучаются мальчики, способные проявить столь невероятную настойчивость в организации подобной встречи, если не в Итоне, который всегда этим славился? В течение многих столетий он готовил британских мальчиков, живущих за границей, а также иностранцев. Возможно, самыми первыми иностранными студентами частной школы были четверо россиян, прибывших в Англию в 1602 году, чтобы изучать английский язык, и учившихся в Итоне и Винчестере при помощи Джайлза Флетчера, бывшего послом Англии в Москве и выпускником Итона.
Благодаря этому интересу к миру за пределами — не только школьных ворот, но и белых скал Дувра — целый ряд учащихся частных школ стали в высшей степени благосклонными ценителями культур других стран. Сент-Джон Филби, получивший образование в Вестминстерской школе, перешел в ислам и помог Саудовской Аравии вести переговоры с Великобританией и США, когда в королевстве была обнаружена нефть; Джозеф Нидэм — возможно, величайший из китаистов за пределами самой Поднебесной — учился в школе Оундл. Впрочем, некоторых выпускников частных школ интерес к чужой культуре завел слишком далеко: сын Филби, Ким, ходивший в ту же школу, что и его отец, стал советским шпионом, а сэр Фрэнсис Верни, выпускник Итона, в 1600-е годы сделался берберским пиратом. Но по крайней мере они не были ксенофобами.
Визит к Путину также показывает Итон с хорошей стороны, подчеркивая традиционный для школы повышенный интерес к политике, искусству которой мальчиков специально готовят. Уильям Гладстон, великий премьер-министр и реформатор Викторианской эпохи, оттачивал свои навыки ведения дискуссии в «Pop», итонском обществе, тогда функционировавшем в качестве места диспутов. Его отец, сэр Джон, определил, что по крайней мере один из его сыновей должен преуспеть в политике, и рассматривал образование, полученное в Итоне и Крайст-Черче (Оксфорд), как лучшую подготовку к этой стезе.
Прочие частные школы также могут похвастаться давними традициями в политике и общественном управлении — как слева, так и справа. Уильям Беверидж, разработавший проект государства всеобщего благосостояния, был студентом Чартерхауса. Клемент Эттли, претворивший его в жизнь, учился в Хэйлибери и стал социалистом, получив опыт руководства одной школьной миссией в лондонском Ист-Энде. Поездка итонской группы одиннадцати на встречу с Путиным может стать таким же откровением, хотя бы только для того, чтобы показать, что огры, подобные Путину, тем более опасны, что при личном контакте зачастую оказываются харизматичными личностями.
И, наконец, встреча свидетельствует о превосходном поддержании школой процветающих школьных клубов. К слову, недостаток последних является большим упущением государственных школ, которое происходит отчасти потому, что многие учителя не воспринимают это как неотъемлемую часть школьной деятельности. Однажды я спросил у учителя одной общеобразовательной школы с наиболее высокими показателями в стране о том, считает ли он, что отсутствие внеклассных мероприятий — по сравнению с местной (менее эффективной) частной школой — является слабостью. «Ученики могут сэкономить деньги на плате за обучение и платить за все это за пределами школы», — сказал он — как мне показалось, не уловив суть вопроса.
Между тем, нам по-прежнему остается только гадать, почему Путин дал согласие на эту встречу. Вероятно, мог помочь тот факт, что он очевидно слышал об Итоне. Ему может даже быть известно что-то о колледже, пусть и из вторых рук, поскольку среди его аппаратчиков наверняка есть и те, чьи сыновья учатся в Итоне, хотя излюбленной британской школой у российской элиты остается Вестминстер. Возможно, учитывая, что Итон за время своего существования выпустил 19 премьер-министров, Путин заглядывает вперед в надежде на то, что один из них через 25 лет может стать 20-м. Если исходить из нынешних условий, Путин к тому времени, вероятно, все еще будет у власти и сможет использовать эту первую встречу в качестве полезного наблюдения за психологией этого более молодого политика.