Интервью с Доротой Бжозовской — лингвистом, профессором филологического факультета Опольского университета, членом Международной ассоциации исследователей юмора, автором работ о роли юмора в международной коммуникации и связанных с ним культурных стереотипах.
Polityka: Где зарождается чувство юмора?
Дорота Бжозовска (Dorota Brzozowska): Жан-Поль Сартр говорил, что это дар не духа, а сердца. Однако нейропсихологи, которые изучают физиологию юмора, размещают его в голове. Они говорят, что за него отвечает левое полушарие, а то, как быстро мы реагируем на шутки, зависит от связей между полушариями. Нарушения в левом — приводят к тому, что человек постоянно пребывает в дурном расположении духа, а в правом — заставляют впадать в чрезмерный оптимизм. Так что стимулирование определенных мозговых центров приводит человека в хорошее настроение. То же самое делает смех в приятной компании: он массирует диафрагму, регулирует давление, заставляет выделяться гормоны счастья. Когда мы хорошо себя чувствуем, другим людям приятнее с нами общаться. Смех — это взаимные отношения.
— Однако нас веселят разные вещи: одни умирают со смеха, наблюдая, как двое мужчин забрасывают друг друга тортами, а другие предпочитают Монти Пайтона. Откуда берутся эти отличия?
— Это в значительной мере вопрос вкуса, но чувство юмора складывается из огромного количества элементов. Например, важны языковые компетенции. Человек, который пользуется так называемым развитым языковым кодом, обладает, согласно теории британского социолога Бэзила Бернстайна (Basil Bernstein), инструментом для игры со словами. Хотя свою роль играет здесь специфика некоторых языков, например, английского, где нет падежей, но есть множество многозначных выражений, прекрасно подходящих для создания каламбуров. Важен также объем знаний о мире, начитанность. Юмор часто связан с литературным контекстом, так что если этот контекст нам неизвестен, нам сложно заметить шутку, которая опирается на забавные аллюзии или интертекстуальные игры. Однако за этими умениями стоит также наша личность.
Грустное лицо клоуна
— Значит, нельзя сказать, что некоторые уже рождаются с чувством юмора?
— Люди наверняка в какой-то мере наследуют чувство юмора, но очень важно, в какой среде растет человек, много ли шутят в его семье. Если да, у него будет острый нюх на шутки. Следует еще только ответить себе на вопрос: что такое юмор? Согласно самой популярной теории, это умение замечать несоответствия в окружающей жизни и находить для них другие решения. Одни люди им обладают, другие нет. В психологии выделяют как минимум четыре типа юмора, которые можно встретить по отдельности или одновременно. Разрядить напряженную обстановку в группе помогает аффилиативный юмор: это пересказ смешных историй и шуток, дурачества, нацеленные на развлечение окружающих. Для нашего собственного благополучия важен самоподдерживающий юмор, который помогает справиться со стрессовыми ситуациями, поднимает настроение. Это находит проявление в тенденции подмечать забавные вещи вокруг. Существует также юмор агрессивный, который разрушает отношения, служит для критики других людей. Это насмешки и даже манипулирование окружающими при помощи скрытой угрозы осмеяния. Если человек склонен к чрезмерным насмешкам над самим собой, говорят о самоуничижительном юморе или даже юморе самоубийцы.
— У веселого клоуна есть грустная сторона лица? Как у Робина Уильямса (Robin Williams), который покончил жизнь самоубийством?
— Умение смеяться — положительная черта, но если человек постоянно изображает из себя клоуна, это может означать, что у него нарушена самооценка, он считает себя неудачником и жертвой судьбы, над которой все остальные могут лишь посмеяться. Кроме того люди с чувством юмора могут просто страдать депрессией. Исследования, однако, однозначно указывают, что если аффилиативный юмор взаимосвязан с открытостью, высокой самооценкой, удовлетворенностью своими связями, то агрессивный — с враждебностью и невротичностью.
— Психологи подчеркивают, что юмор играет важную роль в общении и формировании связей. Говорят, что смех, как и плач, способствует сплочению группы. Из-за этого столько людей любят польские комедии и юмористические шоу?
— Говорят, что печаль, разделенная с другим человеком, — это половина печали, а разделенная радость — это удвоенная радость. Понимание, что кто-то мыслит или чувствует, как мы, важно для чувства единства и психологического комфорта.
О русском, немце и поляке
— Особенно сложно достичь такого чувства при контактах с иностранцами, которых зачастую не смешат наши шутки и наоборот.
— Традиционно самым блистательным называют английский юмор, Немецкий мы недооцениваем, а об азиатском не знаем.
— Стереотипные представления о том, что у немцев в отличие от англичан нет чувства юмора, далеки от действительности. Но, конечно, помимо открытости, стремления избежать непонятных ситуаций, есть такие факторы, как отношение к власти, индивидуализму и самому языку: это тоже влияет на то, насколько свободно мы шутим. Что касается азиатского юмора, мы, действительно, мало его знаем, хотя азиатские языки заимствовали слово «юмор» из европейских. Специфика юмора в Азии всегда сильно отличалась от нашей, поэтому нам очень сложно расшифровать забавные сценки в азиатских театральных представлениях или в литературе. Кстати: понимать шутки на чужом языке — это верх достижений в его изучении.
— Когда исследователи юмора со всего света встречаются на конференциях, они смеются над одними и теми же шутками?
— Встречи ученых, конечно, не заключатся в том, что они рассказывают другу другу анекдоты. Но у нас очень интердисциплинарная среда, в которой встречаются гуманитарные, общественные и естественные науки. Когда пару лет назад мы собрались на международной конференции в Кракове, мы приготовили для иностранных ученых книгу о польском юморе, потому что у большинства гостей он ассоциировался только с анекдотами про поляков. Стереотипы есть у всех.
— Как выглядит польский юмор?
— Он вполне хорош, чувство юмора у нас развито. Это связано с тем, что до Второй мировой войны Польша была многонациональной страной, у нас есть традиция впитывать разные элементы языков и культур, например, еврейские «шмонцес». Благодаря нашей открытости мы черпаем сейчас вдохновение в английском языке, но я не боюсь его засилья в польском, ведь мы всегда творчески адаптируем иноязычные выражения, шутки, юмористические жанры.
— Но мы сами не очень любим становиться объектами шуток.
— Одно дело, когда мы смеемся сами над собой, а другое, когда это делает кто-то посторонний. Возьмем, например, еврейский юмор, который заключается в подшучивании над евреями. Если это будет делать нееврей, его поведение назовут невежливым и даже антисемитским. Мы знаем, что немцы рассказывают анекдоты о ворах-поляках, а американцы выставляют нас неряхами и дураками. Когда мы слышим это из их уст, мы возмущаемся, но когда сами рассказываем об этом, смеемся. В каждой культуре есть свои табу, и юмор может их преодолевать, только это нужно делать так, чтобы не оскорблять других людей и их чувства.
Терапия мемами
— Многое зависит от контекста шутки. Ведь некоторые нацелены на то, чтобы оскорбить или унизить, а это может способствовать развитию комплексов или даже вызвать явление, которое называют гелофобией.
— Да, страдающий этой фобией человек, видя группу смеющихся людей, считает, что те смеются над ним. Эта фобия может быть связана с детскими травмами или субъективными воспоминаниями о них, однако страх оказаться объектом насмешек так силен, что мешает во взрослой жизни, например, выступать на публике. На противоположном полюсе находится гелофилия: человек любит, когда над ним смеются. Бывают люди, которые испытывают наслаждение, высмеивая других. Одни делают это добродушно, чтобы продемонстрировать свое расположение, тогда формируются межчеловеческие связи. Кроме того, став объектом шутки можно посмотреть на себя и мир со стороны. Другие же иронизируют, используя сарказм и колкие насмешки, а это может нанести глубокую рану. Есть очень меткая пословица: «С шуткой, как с солью, переборщишь, будет больно».
— Как от этого защититься?
— Единственный метод против агрессивного юмора, а мы говорим о нем, это ответить юмором.
— Это нужно еще уметь.
— Оптимистичные американские психологи полагают, что чувство юмора можно развить. Пол МакГи (McGhee) выпустил тетради упражнений с незаконченными шутками, которые предлагается дописать. Кроме этого он советует настраиваться на положительные импульсы, смотреть комедии и видеть в жизни светлые стороны. Если один партнер обладает более развитым чувством юмора, он должен помогать второму, который хуже справляется стрессом, это может оказать благотворное воздействие на развитие их отношений.
— Смех помогает пережить сложные моменты, поэтому появилась йога смеха, визиты клоунов к больным детям в хосписах или черный юмор, который процветал в оккупированной Польше даже в гетто.
— Юмор действует терапевтически. Это отлично видно во время разного рода травматических событий. Черный юмор в годы Второй мировой войны был своего рода защитой людей от беспросветной жизни в постоянной опасности. В эпоху Польской Народной Республики поляки старались разрядить шутками стрессовые ситуации, поэтому нас прозвали «самым веселым бараком соцлагеря». О терапевтическом воздействии юмора свидетельствуют шутки, которые появились в интернете после атаки на Всемирный торговый центр. Люди заметили, что СМИ, рассказывая о трагических событиях, не перестают показывать рекламу. Мемы, которые изображают горящие небоскребы рядом с рекламой пасты для зубов или гамбургера, — это сопоставление трагедии с банальностью, оно помогает смириться с травмой. Еще несколько лет назад эти шутки популярными не были, а теперь стали. Чувство юмора меняется, а табуированная зона сужается.
— То есть человек шутил всегда, но юмор эволюционирует?
— У него, скажем так, есть своя динамика, однако существует несколько вневременных тем: шутки на сексуальную, этническую, политическую тему и шутки о глупости. Глупость универсальна, меняются лишь «жертвы», которым приписывается это качество: милиционеры, блондинки или поляки в США. Еще всегда смеялись над соседями: отсюда наши анекдоты о поляке, русском и немце или британские — об англичанине, ирландце и шотландце. Благодаря развитию письменности и доступа к средствам связи сейчас, конечно, стало проще, чем когда-либо раньше, шутить и передавать шутки дальше.
— Но не упал ли уровень юмора, не вытеснил ли он элегантные шутки в стиле «Кабаре пожилых господ» (программа польского телевидения, выходившая в 1958—1966 годах) за пределы основного течения?
— Плоские шутки были всегда, но, действительно, когда существовало более строгое разделение на литературный и разговорный язык, они были не так заметны. Сейчас границы стерлись, но это не значит, что тонкий юмор и утонченные абстракции исчезли. Шутка, мем, демотиватор, иронизирующие над действительностью, часто бывают очень изобретательными, позволяют лучше прочувствовать происходящее. Некоторые люди формируют свое представление о Польше и мире не по программам «Новости» и «Факты», а именно по ним.
Опасные зануды
— Излишняя насмешливость может оказаться опасной, тем не менее женщины считают, что партнер должен обладать чувством юмора. А мужчины придают остроумию женщин гораздо меньше значения. Почему?
— Возможно, потому, что если взглянуть с культурно-исторической точки зрения, скорее, мужчины развлекали публику, а роль женщины заключалась в том, чтобы реагировать на шутки. Во многих культурах, когда человека называют остроумным, подразумевают, что он умен, хотя ситуационный юмор вроде закидывания тортами, требует, скорее физической силы, чем интеллектуального мастерства. Если рассуждать, каких мужчин выбирают женщины, дело здесь, пожалуй, в основном в том, что чувство юмора взаимосвязано с открытостью, умением завязывать контакты и смотреть на себя со стороны. С человеком, который обладает чувством юмора, просто легче жить. Еще Юлий Цезарь предостерегал, что люди, которые не смеются, опасны.
— То есть женщины более опасны. Малое число юмористок и фельетонисток намекает, что у женщин хуже развит комический талант, чем у мужчин, к тому же если даже попадается какая-то остроумная женщина, ее сразу называют «язвой».
— Чувство юмора у представителей разных полов изучала Анна Радомска (Anna Radomska), которая констатировала, что мужчины чаще предпочитают сексуальные темы, а женщины — мягкие и нейтральные шутки. Однако какой тип юмора предпочитает человек, зависит от разных факторов, например, от того, идеалист он или реалист, интроверт или экстраверт, так что индивидуальные особенности здесь важнее пола. Мы видим так мало женщин-юмористок в роли авторов и исполнительниц смешных текстов, поскольку женщины традиционно вообще реже присутствовали на публичной сцене, но ситуация меняется на наших глазах в том числе в юмористической сфере. Если взглянуть, например, на стендап, форму, которая пришла к нам из англоязычных стран, можно заметить, что на Западе ей занимается множество женщин, которые также все чаще становятся авторами комедийных сценариев, юмористических книг, комиксов. Я думаю, появление женщин в сфере, связанной с юмором (в том числе в Польше) — это вопрос времени. Культурных и этических барьеров нет, осталось преодолеть стереотипы. Отличия в чувстве юмора препятствием не станут, ведь им обладают как мужчины, так и женщины, а то, что оно разное у всех нас — тем забавнее и интереснее.
— То есть, когда я в следующий раз поругаюсь с мужем, мне стоит в знак примирения посмотреть с ним комедию?
— А если не выйдет, то хотя бы самой сходить в кино на комедийный фильм, чтобы вернуться в хорошем настроении. Тогда вы перестанете обижаться и взглянете на конфликт с иронической дистанции.