Рассуждать о смерти значит понимать, что жизнь в какой-то момент закончится. Смерть есть противоположность жизни, дыханию, пульсу и движению. Однако идея относительно того, что смерть происходит в какой-то конкретный момент не совсем верна, и то, что раньше казалось черным или белым, сегодня представляется в виде целой серии событий. Смерть — это процесс.
Смерть — это процесс. Мы понимаем этот процесс с помощью инструментов, которые мы изобрели для того, чтобы получить возможность заглянуть в наши собственные тела. По мере совершенствования этих инструментов и методов меняется и наше определение смерти.
Представление о смерти у млекопитающих традиционно было основано на том, что мы можем видеть, слышать и чувствовать. Мы видим и слышим, как прекращается дыхание, и чувствуем, что сердце перестает биться. По мере замедления циркуляции кислорода и содержащихся в крови питательных элементов, плоть и кожа теряют цвет и остывают. В течение долгого времени единственным надежным признаком смерти было разложение, и многие люди боялись быть погребенными заживо.
Ранние виды сердечно-легочной реанимации использовались для помощи утопленникам еще в 18-м столетии. Методы сердечно-легочной реанимации продолжают развиваться по мере того, как мы все больше узнаем о возможности возвращения человека к жизни. Важнейшим сдвигом в нашем представлении было осознание того, что прекращение дыхания больше не означает окончания жизни.
В 1940-е годы появились установки искусственной вентиляции легких, в 1950-х годах — дефибрилляторы, и за счет мощного воздействия они возвращают сердце к нормальному ритму работы. С помощью этих инноваций у тела появилась возможность жить дольше, чем головной мозг. Смерть мозга стала означать медицинское прекращение сознания, и это произошло в результате исторического решения в 1968 году созванного в Гарвардском университете комитета врачей.
После прекращения электрической активности в головном мозге, он лишается способность поддерживать тело живым без применения реанимационных средств. Человек как личность, его «я» умирает, если нейроны перестают испускать энергию. Когда доктора называют время смерти, возобновление работы сердца больше не имеет смысла, потому что мозг уже перестал работать.
Мы все еще надеемся на то, что с помощью криогеники и других еще более футуристических способов когда-нибудь появиться возможность замедлить или предотвратить смерть мозга и еще дальше отодвинуть границы смерти.