На Ближнем Востоке сегодня проживают от 30 до 40 миллионов курдов — от Ирана на востоке до сирийского побережья на западе. Но это не единый сплоченный этнос, курдские общины в Иране, Ираке, Сирии и Турции разделяют многочисленные политические и культурные особенности. Несмотря на это, за минувшие сто лет у курдов возникла отдельная национальная идентичность, и они настаивают на праве на самоопределение и на обретение своего национального государства.
Однако в ХХ веке борьба курдов была неудачной, и это с учетом того, что ХХ век сопровождался созданием искусственных государств без всяких исторических корней, и образованием народов на пустом месте — вроде народов Сирии и Ирака, которые сейчас разлетелись вдребезги.
Возможно, курды сами виноваты в том, что потерпели неудачу в борьбе за независимое государство, не сумев объединиться вокруг единого политического руководства. Вместе с тем, нельзя игнорировать тот факт, что курды не получают такой поддержки и внимания международных СМИ или симпатий в «просвещенных» кругах, как например, палестинцы. Мир не поддерживает курдов. Великие державы охотно используют их ради продвижения своих интересов, но в момент истины бросают их на произвол судьбы. Так бывало в прошлом и, вероятно, будет и в будущем.
Вот вам пример большого этнического меньшинства на ближневосточном регионе. Никто не отрицает культурную и историческую уникальность курдов, и при этом никто не поддерживает их национальную борьбу. Очень может быть, что в обозримом будущем мечта курдов о государственном суверенитете так и останется мечтой.
Сирийские курды сегодня оказались в эпицентре бурных событий. Долгие годы их отношения с баасистским режимом в Сирии характеризовались уважительным недоверием. Когда в стране вспыхнула гражданская война, они предпочли нейтралитет, поскольку сирийские повстанцы точно так же выступали против курдских национальных устремлений, как и режим Башара Асада.
Пользуясь хаосом, сирийские курды пытаются извлечь максимальную выгоду и осторожно продвигают создание автономных институтов, включая ополчение, старающееся захватить все территории, населенные курдами, и создать из них единое целое, в котором можно будет создать автономию по образцу иракской. Разумеется, эти процессы испугали Анкару, которая опасается, что курдские национальные чаяния распространятся и на Турцию, где и без того отношения между турецким правительством и курдским меньшинством достигли точки кипения.
Сирийские курды ведут диалог с режимом Асада и с Россией, которая хочет использовать их против сирийских повстанцев-арабов, получающих помощь от Турции и арабских государств. Им на помощь пришел также Вашингтон, на основе холодного расчета — использовать курдов против ДАИШ. Но, по обычаю администрации Барака Обамы, это не долгосрочный стратегический расчет, а тактическая циничная уловка, которая вполне может завершиться тем, что американцы бросят курдов, как только этого потребуют их интересы в отношении Турции, или же в рамках сделки с Россией и режимом Асада для завершения гражданской войны в Сирии.
Похоже, развернувшаяся в регионе игра курдам не под силу. Когда по окончании гражданской войны в Сирии их пригласят на обед, они обнаружат себя в меню, а не среди гостей за праздничным столом. Такова жестокая реальность нашего региона, и курды тому пример.