Ее имени не было на бюллетенях, но ее политика стала центральной темой всей кампании. Причем результат стал беспрецедентным ударом для Ангелы Меркель. На региональных выборах в земле Мекленбург — Передняя Померания (часть бывшей Восточной Германии на территории между Балтийским морем и Польшей) популистская партия «Альтернатива для Германии» обошла Христианско-демократический союз канцлерин. Социал-демократическая партия осталась в лидерах (хотя все равно уступила пять пунктов) с 30% голосов, но ХДС (союзник по региональному правительству) скатился с 23% до 19%. АДГ в свою очередь досталось 22%.
Впервые в политической истории Германии после объединения страны христианские демократы оказываются вытеснены правой партией. ХДС считал себя партией «всего народа», то есть обращался ко всем слоям населения и (при поддержке более консервативно настроенного баварского ХСС) не собирался пропускать вперед движение, которое бы одновременно следовало более правой программе и получило бы демократическую легитимность на выборах. Однако воскресное голосование в Мекленбурге — Передней Померании показало, что эти времена остались в прошлом. Серьезное предупреждение для Ангелы Меркель.
Беднейшая земля Германии
В обычное время местные выборы заинтересовали бы только тех, кому не безразлична политология. В этой небольшой и беднейшей области Германии живут всего 1,6 миллиона человек. Четверть живет за чертой бедности. Вот уже десять лет у власти здесь, как и в Берлине, стоит коалиция СДП-ХДС. Она в целом неплохо справлялась с работой, и занятость несколько возросла, несмотря на по-прежнему самый высокий показатель безработицы среди молодежи во всей Германии. Этот регион настолько выпал из истории, что Бисмарку приписывают такую ремарку на его счет: «Если мир начнет рушиться, я поеду в Мекленбург, потому что там все происходит на 50 лет позже».
Удар оказался тем сильнее, что Ангела Меркель делала там свои первые шаги в политике с 1990 года и участвовала в кампании спасения партии от катастрофы. Впустую. АДГ пускает корни по всей Германии. Пусть в большей степени и на востоке, чем на западе. В новых землях бывшей ГДР она приходит на смену леворадикалам Компартии в качестве «гласа народа». Она (пока что) не строит планов на власть, тем более что никто не горит желанием вступать с ней в альянс. Это протестная партия, которая пользуется фрустрацией и недовольством населения. Она отнимает голоса у всех остальных движений и пользуется практически полным исчезновением неонацистской Национал-демократической партии, которая десять лет была представлена в местном парламенте, но вылетела на прошлых выборах. Основной электорат АДГ в первую очередь приходится на рабочих и безработных в возрасте от 30 до 65 лет. Что свойственно всем право-популистским партиям в Европе.
Падение рейтингов
Сейчас Ангела Меркель находится в тысячах километров от Мекленбурга, на саммите G20 в китайском Ханчжоу. Неизвестно, когда она отреагирует на случившееся. Скорее всего, торопиться она не будет, однако игнорировать такую пощечину для своей партии в «родном» регионе она тоже не может. Тем более что этот тревожный звонок прозвенел в весьма неподходящий момент: ее рейтинги падают (45% довольных граждан), хотя еще год назад били все рекорды. Теперь только меньшинство немцев (42%) хотят, чтобы она поборолась за четвертый мандат в 2017 году.
Она тянет за собой вниз свою партию. По последним опросам, за ХДС-ХСС готовы проголосовать всего 34% избирателей, тогда как на выборах 2013 года партия набрала 41%. СДП потеряла два пункта (23% против прежних 25%), а зеленые заработали три (11% против 8%). Главным же победителем становится АДГ: 10% потенциальных голосов на национальных выборах позволяют партии прочно закрепиться на немецкой политической сцене. Ангеле Меркель повезло, что никто сейчас не в силах оспорить ее лидерство среди христианских демократов, тогда как социал-демократы все еще переживают глубокий кризис подобно всем левым в Европе.