Американские разведывательные и правоохранительные органы расследуют, как они выражаются, масштабную тайную операцию России в США, цель которой — посеять недоверие к предстоящим президентским выборам и к политическим институтам. Об этом сообщили официальные представители спецслужб и конгресса.
Цель расследования — понять масштабы и предназначение российской кампании, в ходе которой применяются кибернетические средства для взлома задействованных в политическом процессе систем и для расширения возможностей Москвы по распространению дезинформации.
Действия по выяснению деталей тайного влияния России координирует директор национальной разведки Джеймс Клэппер (James R. Clapper). «Это вызывает обеспокоенность у директора национальной разведки, — сказал ветеран ЦРУ Чарльз Аллен (Charles Allen). — На этих вопросах сосредоточено внимание».
По словам одного высокопоставленного сотрудника разведки, согласившегося дать интервью на условии соблюдения анонимности при обсуждении деликатных вопросов, «мы пристально наблюдаем за российской операцией влияния в США». Сотрудники спецслужб также изучают возможные перебои в избирательном процессе, а ФБР предупредило государственных деятелей и представителей местных властей о потенциальных кибератаках.
Давший интервью сотрудник предупредил, что разведывательное сообщество отнюдь не утверждает, что у него есть «неопровержимые доказательства» таких махинаций и российских планов в этом направлении. «Но даже намек на что-то такое, что воздействует на нашу избирательную систему, вызовет большую обеспокоенность, — сказал он. — Это ключевой момент для нашей демократии, чтобы люди доверяли избирательной системе».
Намерения Кремля могут состоять не в том, чтобы повернуть выборы в одном или другом направлении, говорят официальные представители органов власти. Цель может заключаться в том, чтобы посеять хаос и дать пищу для пропаганды, критикующей американскую политику строительства демократии во всем мире, и особенно в странах бывшего Советского Союза.
Представители американских спецслужб называют тайную кампанию воздействия на США «амбициозной» и говорят, что она также направлена на противодействие американскому лидерству и влиянию в международных делах.
Эти комментарии зазвучали прямо перед встречей президента Обамы и российского президента Владимира Путина, на которой они провели конфиденциальный разговор о кибершпионаже и о других вопросах на полях встречи «двадцатки» в Китае. Обама признал, что из-за цифрового шпионажа в отношениях существует напряженность, а также заявил, что Соединенные Штаты обладают большими возможностями в этой области. «Наша цель состоит не в том, чтобы внезапно повторять циклы эскалации в кибернетической сфере, какие мы видели в прошлом в гонке вооружений», — отметил американский президент.
Один информированный в данном вопросе представитель конгресса сказал, что «активные меры России, ее тайное влияние и попытки манипулирования, как в Восточной Европе, так и в США, вызывают тревогу».
Это похоже на глобальную кампанию, заявил данный сотрудник. В результате этот вопрос стал приоритетом для разведывательных ведомств, в число которых входит ФБР, Министерство внутренней безопасности, а также ЦРУ и Агентство национальной безопасности.
Недавно спецслужбы провели брифинг для ряда членов конгресса об операциях по усилению российского влияния в Европе, и заявили о том, что аналогичные действия могут осуществляться в США. Конгрессмены были встревожены услышанным.
Когда закончился 30-минутный телефонный брифинг для лидера сенатского меньшинства Гарри Рида (Harry Reid), проведенный высокопоставленным сотрудником разведки, тот был «глубоко потрясен», сообщил его помощник, находившийся вместе с Ридом, когда тот вышел из защищенного помещения для переговоров в управлении ФБР в Лас-Вегасе.
Представителей власти также шокировали действия российского государства по взлому компьютерных сетей Национального комитета Демократической партии, о чем комитет сообщил в июне, правда, без официального подтверждения со стороны американского правительства. Их также потрясла публикация на сайте WikiLeaks 20 тысяч украденных электронных сообщений Национального комитета Демократической партии.
«Мы наблюдаем беспрецедентное вторжение и попытки повлиять или сорвать наш политический процесс», — сказал по поводу этого взлома и публикации материалов накануне партийного съезда демократов высокопоставленный член палаты представителей от Демократической партии Адам Шифф (Adam B. Schiff), работающий в комитете по разведке. Эти разоблачительные материалы, среди которых было немало деликатных электронных сообщений для внутреннего пользования, вызвали отставку председателя комитета Дебби Вассерман-Шульц (Debbie Wasserman Schultz).
Члены обеих партий призывают президента публично призвать русских к ответу.
Республиканский сенатор Бен Сасс (Ben Sasse) из Небраски в своем заявлении потребовал от Обамы открыто сказать о причастности России к взлому сетей Национального комитета Демократической партии и к очевидному вмешательству в избирательный процесс. «Свободные и законные выборы — нечто непреложное и не подлежащее обсуждению, — написал Сасс. — Понятно, что по мнению России, вознаграждение перевешивает любые последствия. Такие расчеты необходимо менять. Здесь требуется многосторонний ответ — дипломатический, политический и экономический — который позволит закрутить гайки Путину и его окружению».
Другой республиканец, сенатор из Индианы Дэниел Коутс (Daniel Coats), работающий в комитете по разведке, сказал в воскресенье, что если Москва действительно пытается повлиять на американские выборы, «такие действия являются вопиющим и нетерпимым нарушением международных норм поведения».
Представители администрации заявили, что они пока взвешивают свой ответ.
Россия опровергает любые заявления о том, что она проводит кибернетическое проникновение в США. По словам Путина, обвинения в адрес России со стороны американских представителей власти и политиков являются попыткой «отвлечь внимание общества».
«Разве это важно, кто взломал эти какие-то данные из предвыборного штаба госпожи Клинтон? Разве это важно? Важно, что является содержанием того, что было предъявлено общественности», — заявил Путин в интервью Bloomberg News.
Министерство внутренней безопасности предложило местным органам власти и властям штатов помощь в предотвращении и срыве возможных кибератак в день выборов. Среди предложенных мер сканирование уязвимостей, регулярное информирование и оповещение, а также доступ к другим средствам усиления кибербезопасности на местном уровне. В национальном центре этого министерства по вопросам кибербезопасности и интегрирования связи будет работать специальная киберкоманда, в задачи которой входит предупреждение органов власти в случае обнаружения таких атак.
В прошлом месяце ФБР выступило с беспрецедентным предостережением в адрес избирательных органов штатов, призвав их внимательно следить за проникновениями в системы выборов и принимать меры по укреплению безопасности на всем протяжении процесса голосования, включая регистрацию избирателей, списки голосующих и содержание связанных с выборами вебсайтов. Конфиденциальное «уведомление-молния» говорит о том, что следователи обнаружили попытку проникновения в избирательные системы в нескольких штатах.
Аризона, Иллинойс, Демократическая и Республиканская партии, а также Национальный комитет Демократической партии — все они стали жертвами попытки проведения кибератак или успешных кибернападений, которые расследуют агенты ФБР, обладающие знаниями о хакерских взломах российского государства.
Представители федеральных правоохранительных органов и местных избирательных комиссий говорят, что из-за децентрализации процесса голосования, которое организуют штаты и округа, невозможно обеспечить высокий уровень безопасности в каждом районе.
«Меня очень беспокоят» нынешние выборы, сказал Ион Санчо (Ion Sancho), долгое время работающий распорядителем на выборах в округе Леон, штат Флорида. «В Америке в избирательной системе мало порядка». Санчо, разрешивший проведение пробных кибератак на свою систему голосования в целях выявления ее недостатков, добавил: «Нам нужен план».
Особую озабоченность у Санчо и других работников избирательных органов вызывает электронное голосование за рубежом, данные которого должны пройти несколько уязвимых сетей, прежде чем попасть в США. Кроме того, их беспокоят попытки использования кибератак для срыва подсчета голосов, результаты которого передаются наверх в избирательные комиссии штатов. По словам Санчо, здесь крайне важны такие меры, как шифрование, бумажные копии и защищенные резервные компьютеры.
Председатель Комиссии обеспечения выборов США Том Хикс (Tom Hicks) (комиссия была создана конгрессом после повторного подсчета голосов во Флориде в 2000 году с целью обеспечения достоверности на выборах) выразил уверенность в том, что у штатов достаточно мер и средств безопасности для отражения вторжений. Он отметил, что электронное голосование за рубежом проводится через почту, а не через онлайновые машины голосования. Отправляя из-за рубежа свой голос, который учитывают представители избирательной комиссии, избиратель отказывается от права на сохранение конфиденциальности. Его электронное письмо все равно могут взломать хакеры, но такой риск минимален, подчеркнул Хикс.
Недавно министр внутренней безопасности США Джей Джонсон (Jeh Johnson) сказал, что он бы предпочел отнести системы голосования, используемые на девяти тысячах избирательных участках по всей стране, к объектам «жизненно важной инфраструктуры». Иными словами, он хочет, чтобы их приравняли к необходимым для жизнедеятельности государства объектам, таким как атомные электростанции и линии электропередачи.
Такие изменения в классификации означают увеличение финансирования, выделяемого министерством на нужды местных избирательных участков, чтобы помочь им обеспечить регистрацию голосующих, процесс голосования и подсчет голосов, предотвратив любое вмешательство. Однако, как отмечают федеральные и местные чиновники, до ноябрьских выборов этого не произойдет.
Россия идет в авангарде усиливающегося глобального движения, которое использует пропаганду в интернете для оказания влияния на людей и политические события, особенно после политического восстания на Украине, последующей аннексии Крыма Россией и введения против нее санкций Соединенными Штатами и Европейским Союзом.
Прибалтийские страны, Грузия и Украина подвергаются российским кибератакам и прочим тайным операциям влияния, цель которых — подорвать эти страны, говорят официальные лица.
«Наши исследования указывают на высокую степень вероятности того, что такие операции по оказанию влияния осуществляются централизованно», — заявил Янис Сартс (Janis Sarts), работающий директором Центра стратегической коммуникации НАТО. Эта аналитическая организация находится в столице Латвии Риге.
По его словам, осуществляются «скоординированные усилия с участием групп из Twitter и Facebook, а также сетей ботов, чтобы усилить заданный посыл. Похоже, что главные темы сообщений разрабатываются где-то высоко в иерархии российского государства. А еще налицо индивидуальные действия людей, эксплуатирующих определенные темы».
Как отметил Сартс, российская пропаганда «успешно использует уязвимости, существующие в обществе». Например, российские информационные операции в Западной Европе сосредоточены на кризисе беженцев, который вызывает глубокие политические противоречия.
Накануне важнейших послереволюционных выборов президента на Украине в 2014 году кибернетическая атака едва не обрушила вебсайт Центральной избирательной комиссии этой страны. Ответственность за нее взяли на себя промосковские хакеры, входящие в организацию под названием «Киберберкут». Они заявили, что никак не связаны с государственными органами, однако киевские власти обвинили в нападении Москву. Русские использовали DOS-атаки, заполонив сервер ЦИК огромным количеством запросов, чтобы замедлить или вывести из строя его сеть.