Книга доцента Юхи Похьонена (Juha Pohjonen) «На границе войны и мира» (Sodan ja rauhan rajalla), вышедшая 5 сентября, рассказывает, как противоборство русских и финнов продолжалось и после Зимней войны.
12 марта 1940 года в Москве был заключен мирный договор, в котором была определена новая восточная граница Финляндии. К несчастью финнов, в Кремле использовалась карта масштабом 1:1 050 000, и в реальности ширина линии границы составляла около двух километров.
Для русских линия прохождения границы было лишь техническим аспектом, но для финнов этот вопрос стал настоящей геодезической войной.
Русские максимально продвигались на запад
По мнению финнов, проблемы возникли еще до непосредственного установления границ. Расстояние между войсками Красной армии и финской армии по договоренности должно было составлять, по меньшей мере, один километр, что было тяжело, поскольку русские войска всё не останавливались.
«Русские подходили к западному краю границы, обнаруживали, что могли бы еще продвинуться, и продолжали путь», — подчеркивает Похьонен.
Так было, например, в поселке Корписелькя и общине Симпеле, где Красная армия продвинулась на территорию Финляндии на пять километров от обозначенной в договоре границы.
«Красная армия всюду нарушала границу», — сообщает Похьонен.
В конце концов, между финскими и советскими войсками была определена демаркационная линия шириной примерно в два километра. По словам Похьонена, войска Красной армии все равно ее не соблюдали.
Финны тоже нарушали границу
По мнению финнов, самые вопиющие случаи были отмечены у поселка Вяртсиля и промышленного населенного пункта Энсо, которые войска Красной армии оккупировали еще до установления границы.
Солдаты Красной армии также крали собственность финнов и разбирали на оккупированной финской территории целые здания.
«Овины, что угодно. Увозили все, что можно было», — сообщает Похьонен.
По словам Похьонена, часть разграблений в приграничных районах была совершена финнами. За уходящими с территории финскими войсками по территории бродили резервисты и рабочие, которые забирали из домов, покинутых эвакуированными карелами, всю ценную движимую собственность.
Эти действия достигли своего пика в Кякисалми (сейчас Приозерск — прим. пер.), где «конфискаторы», по сообщению чиновников, планомерно передвигались от дома к дому, чтобы посмотреть, что можно еще забрать.
Первая жертва перемирия после Зимней войны
Первой жертвой перемирия после Зимней войны, продлившегося год, был Осмо Алонен (Osmo Alonen), лейтенант-резервист медицинской службы Хельсинки, который пропал 13 марта сразу после объявления о перемирии. Алонен отправился искать раненых финских солдат, оставшихся на поле боя в поселке Нисалахти, который по мирному договору отошел Советскому Союзу.
По словам одного майора Красной армии, Алонен был похищен и перемещен в какой-то «более высокий» штаб. Позже, по информации посольства Финляндии в Москве, выяснилось, что еще в мае Алонен был жив.
По мнению Похьонена, скорее всего, Алонена убили по подозрению в шпионаже весной или летом 1940 года.
«Он стал одним из многих, попавших в неопределенную категорию „пропавших во время перемирия в период между Зимней войной и советско-финской войной“», — подытоживает Похьонен.
Последний похищенный солдат вернулся в 1959 году
По подсчетам Юхи Похьонена, за год после окончания Зимней войны на территории Советского Союза оказалось в общей сложности 212 финнов, из которых обратно вернулись только 79 человек. Остальные 133 гражданских и военных пропали или были убиты.
По словам Похьонена, часть пропавших попадала на чужую территорию, заблудившись случайно, но иногда русские похищали финнов намеренно. Захват происходил на нейтральной территории, а порой даже на финской территории.
Особенно опасным местом была община Тохмаярви, где русские захватили в апреле большое количество солдат. Жертвами становились также финские солдаты, устанавливавшие пограничные столбики, например, у общины Раутаярви в мае.
По финским солдатам иногда стреляли. Один из самых вопиющих случаев произошел в деревне Мехке карельской коммуны Иломантси, когда дежуривший на финской стороне пограничник Вяйне Нуутинен (Väinö Nuutinen) погиб от пяти выстрелов. Финны не ответили на огонь, потому что войскам был дан строгий указ не отвечать на стрельбу.
Последним финским солдатом, пропавшим за год перемирия после Зимней войны, был исчезнувший в Советском Союзе капрал Рейно Лахтинен (Reino Lahtinen), которого русские похитили в Уукуниеми в апреле 1940 года после перестрелки. Он смог вернуться в Финляндию только в 1959 году.