Обама—Путин, Меркель—Эрдоган, Путин—Си Цзинпин — в рамках саммитов «Большой двадцатки» никогда еще не проходило столько отдельных двусторонних встреч. В этом формате общепринятыми считаются дискуссии в широком кругу. Однако с глазу на глаз бывает удобнее вести тактические переговоры о больших конфликтах в мировой политике.
Официальная программа встреч G20 обычно одинакова. С самого возникновения этого формата во время мирового финансового кризиса восемь лет назад речь на них идет о координировании экономической политики, мерах по поддержке глобального роста и стабильности финансовых рынков.
Однако на саммите в китайском Ханчжоу более важными были многочисленные двусторонние встречи на полях, посвященные геополитическим кризисам в Сирии и на Украине, а также последствиям выхода Великобритании из ЕС. Обама встретился с Путиным, Меркель с Эрдоганом, Путин с Си Цзиньпином, Меркель с Обамой. По данным из правительственных кругов, ни на одном другом саммите «Большой двадцатки» не было так много двусторонних переговоров, как в Ханчжоу. При этом хотя и не было сделано настоящих прорывов, небольших подвижек участникам достичь все же удалось.
В центре внимания стоял вопрос об урегулировании войны в Сирии. Впрочем, несмотря на активные усилия, договоренности о перемирии в окрестностях Алеппо, где в последние недели ведутся ожесточенные бои, достигнуть не удалось. Переговоры президентов США и России, Барака Обамы и Владимира Путина, а также их министров иностранных дел Джона Керри и Сергея Лаврова остались безрезультатными.
«Ввиду недостатка взаимного доверия это трудные переговоры», — сказал Обама. Это была первая встреча президентов двух стран за несколько месяцев. Однако они, по крайней мере, договорились о скорой очередной встрече глав МИД. Перед переговорами с Путиным американский президент предупредил главу Кремля: «Если русские не пойдут на уступки, а именно не прекратят насилие и не смягчат гуманитарный кризис, то будет трудно достичь следующей фазы».
Для Обамы прекращение огня в Сирии является главным и предварительным условием для дальнейших мирных переговоров. Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер также призвал Россию к уступкам: «США сделали свое предложение. Теперь Россия может на деле доказать, что заинтересована в окончании боев в Сирии». Вашингтон и Москва на протяжении уже нескольких месяцев ведут переговоры о координации своих действий. Пятилетняя гражданская война против сирийского президента Башара Асада унесла жизни около 400 тысяч человек. Пять миллионов были вынуждены стать беженцами.
Ангеле Меркель в ходе почти двухчасового разговора с глазу на глаз также не удалось переубедить Путина, чтобы тот согласился на перемирие. «Думаю, что российский президент Путин вполне может повлиять на приостановку огня под Алеппо», — сказала Меркель незадолго до вылета из Ханчжоу обратно в Германию. По ее словам, эта тема будет «чрезвычайно важна» в ходе дальнейшего политического процесса. В ходе самих переговоров она подчеркнула, что политический процесс необходимо перезапустить, в частности, чтобы положить конец катастрофическому гуманитарному положению в Сирии.
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) сказал, что вновь предложил Обаме и Путину ввести бесполетную зону над Сирией. Кроме того, по его словам, предполагается совместная с США и Россией работа над тем, чтобы достичь перемирия под Алеппо еще до мусульманской пасхи, которая придется на следующую неделю. Однако никаких деталей Эрдоган не огласил.
Не менее активная дискуссия велась «на полях» саммита и об урегулировании конфликта на Украине. Меркель после переговоров, длящихся вот уже несколько недель, настаивает на каком-то решении. По словам ее пресс-секретаря Штеффена Зайберта (Steffen Seibert), госпожа канцлерин «очень конкретно» поговорила с Путиным о том, «как можно продолжить Минский процесс». По его словам, надо приложить все силы для воплощения в жизнь Минских мирных договоренностей, по-прежнему считающихся базой для урегулирования конфликта.
В феврале 2015 года Меркель, Путин, французский президент Франсуа Олланд и украинский президент Петр Порошенко на встрече в белорусской столице Минске достигли мирных договоренностей. Однако стороны конфликта — прозападная украинская армия и пророссийские сепаратисты — не выполняют их. Перемирие так и не было достигнуто. Путин призвал США повлиять на власти в Киеве.
Олланд в ходе саммита также включился в работу по Украине и заявил, что «через несколько месяцев» состоится очередная четырехсторонняя встреча в верхах. Однако для претворения в жизнь Минских договоренностей требуются лучшая ситуация в сфере безопасности, большее взаимное доверие между сторонами конфликта, а также особый статус для Восточной Украины.
В урегулировании кризиса очень заинтересован и хозяин саммита — Китай. «Конфликты и отсутствие безопасности вредят мировой экономике», — предупредил председатель КНР Си Цзиньпин. Его связывает с Путиным тесное партнерство. Китай оказывает России экономическую поддержку, пока сам извлекает из этого выгоду. Однако Пекин обеспокоен тем, что Россия, конфликтуя с США и Европой, может надорвать собственную экономику. «Коллапс России стал бы фатальным», — предупредил руководитель экономического факультета Пекинского народного университета Хвань Вейпинь (Huang Weiping).
Еще одной важной темой саммита в Ханчжоу стала проблема беженцев. В заключительной декларации главы государств и правительств G20 назвали миграционный кризис «глобальной опасностью». Для Меркель эта тема — особенная. При этом именно Германия станет председателем «Большой двадцатки» после Китая.
До следующего саммита, который состоится через год в Гамбурге, миграционному кризису будет посвящено множество всевозможных совещаний. Предполагается выработать общий план действий по борьбе с причинами, вынуждающими людей становиться беженцами.
Для Меркель, которая к тому моменту будет с головой погружена в борьбу перед выборами в Бундестаг, саммит G20 будет большим шансом и большим риском одновременно. Уже сейчас понятно, что на выборах немцы будут голосовать, в первую очередь, за или против ее миграционной политики. И тогда главе ХДС пригодится любая поддержка.