На Украине начался новый политический сезон. Официальный старт ему дал Петр Порошенко. Президент словно директор школы выступил перед учащимися на линейке, очертив ситуацию в школе и раздав несколько общих задач на учебный год. Ежегодное послание президента к Верховной раде — не пустая формальность, а исторически сложившаяся форма взаимодействия ветвей власти. Президент в послании выражает свое видение стратегических направлений развития страны на ближайшую перспективу. Это могут быть как общие положения политического, экономического или идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента. Для того чтобы понять, куда будет двигаться страна, нужно основательно читать текст послания. И выносить из него определенные уроки. Именно этим мы и занялись в этой статье
Урок 1. Главное — не скатиться к анархии
Петр Порошенко разбил свое послание на две части. Первая была посвящена вопросам национальной безопасности и обороны, а вторая — экономическим и социальным вопросам. Однако Петр Порошенко заявил депутатам, что самое главное послание — не экономика и не политика. «Бывают такие моменты, когда хотя бы на секунду стоит забыть, кто правый, кто левый, кто либерал, кто консерватор, кто русскоязычный, а кто говорит по-русски. Мне кажется, что День независимости — именно тот день, который стоит того, чтобы переступить через партийные барьеры и помнить лишь о том, что все мы украинцы. И в условиях, когда агрессия России против Украины все еще продолжается, а военная угроза с востока является самым сложным стратегическим вызовом, вопрос национального единства и политической консолидации — это вопрос жизни и смерти. Это, собственно, главное, что я хотел бы сегодня сказать», — заявил президент.
Порошенко, по меньшей мере на словах, апеллирует к урокам истории, и это важно, потому что наступать на одни и те же грабли — наша давняя традиция. Собственно, об этом Порошенко и говорил, когда вспоминал события революции 1917 года. «Я убежден, что мы с вами должны усвоить уроки истории, и убежден, что политическая борьба не пересечет ту грань, за которой вместо демократии и европейских ценностей начинаются хаос, анархия, атаманщина», — эта идея будет пронизывать послание насквозь.
Урок 2. Защищать себя надо самостоятельно
«Государственная самостоятельность дала демократию и свободу, чувство гражданского достоинства и национального единства; научила защищаться и открыла европейскую перспективу для нашего государства. Теперь наши духовные и моральные достижения должны дополнить материальными достижениями, обеспечив повышение благосостояния каждого гражданина свободной Украины. Это — главная наша задача. Для достижения такой амбициозной цели нам нужны три составляющие: мир, безопасность и реформы. Ни от кого и ни от чего наша с вами безопасность не зависит больше, чем от Вооруженных сил Украины и от качественной работы украинской дипломатии», — заявил Порошенко.
Рано или поздно, но к руководству государства должно дойти: никто в мире не будет защищать Украину так, как сами украинцы. Эта аксиома касается не только нашего государства — стоит лишь взглянуть в историю, чтобы понять безапелляционность этого утверждения. В начале конфликта на востоке звучала «измена», партнеры «кинули» Украину, что санкций недостаточно. Сегодня Порошенко отчитывается, что выполняется более 40 импортных контрактов на поставку в украинской армии различных средств обороны на общую сумму 1,5 млрд долл. «Но в целом понятно, что в обороне Украина должна опираться сама на себя — на собственную армию, на собственный ВПК. Как когда-то был лозунг: «свой к своему по свое» — так бы еще с кредитами МВФ отойти от выпрашивания к зарабатыванию.
Урок 3. ВПК работает
«Два года назад армии почти не было, а теперь есть, да еще какая! Конечно, она не шикует, но морально и материально мотивирована. Да, пока что без разносолов, но накормлена; да, не от кутюр, но одета в современную форму. Пусть не по последнему тренду военно-технической моды, но вооружена и подготовлена к защите страны», — хвастался Порошенко с парламентской трибуны. Это его поле игры — оборона и безопасность относятся к сфере ответственности президента, а следовательно, и все «бонусы» от достижений будет снимать глава государства. Главное — правильно подать информацию. Не о коррупции же в ВПК говорить.
Говоря о планах развития украинского ВПК, Порошенко признает: более 3% от ВВП Украина не может позволить себе тратить на оборону. А это всего лишь 2,5 млрд долл. Например, в Польше это 9,5 миллиарда долларов. «Больше, к сожалению, мы себе позволить не можем — военная нагрузка на бюджет и социальную сферу и так критически большая. Поэтому армия все еще нуждается в гражданской помощи, гражданской поддержке, и государство благодарно каждому, чья частная гражданская инициатива укрепляет нашу обороноспособность», — сказал Порошенко в парламенте. Теперь просим не у Запада, а у собственных граждан? Не только. Еще у коррупционеров-беглецов. Порошенко не понравилось, что закон о спецконфискации был провален в Раде.
Куда пойдут деньги? Президент пообещал использовать их рационально, «под прозрачным контролем общественности и парламента». «Внесите те изменения, которые вы считаете нужными, но примите этот закон и обеспечьте финансирование государственного оборонного заказа», — призвал он депутатов.
Из фактов. В прошлом году было принято на вооружение около двух десятков новых видов оружия и военной техники. В текущем году Минобороны примет еще более двадцати. По словам президента, в кооперации по обеспечению государственного оборонного заказа и программы импортозамещения задействованы более ста частных предприятий. Для освоения новых технологий и развития промышленной базы для производства современного вооружения Украина экспортирует товары и услуги военного назначения в более 60 стран мира. В прошлом году заключено экспортных контрактов на сумму свыше 1,3 миллиарда долларов. Портфель заказов наших предприятий на 2016 год уже превышает миллиард долларов. «Экспортируется не наше оружие, которое сейчас стоит на вооружении украинской армии, а новые виды, которые производятся предприятиями отечественного ВПК за пределами государственного оборонного заказа. Никакой экспорт не ослабляет оборону государства», — резюмировал Порошенко.
Урок 4. Все пути ведут к НАТО
«Все, что мы совершаем в оборонной отрасли, мы делаем, крепко держа в руках компас, стрелка которого показывает твердо на Северную Атлантику… Мы вышли на беспрецедентный и как никогда тесный уровень сотрудничества со странами Альянса, который будем повышать, расширять, углублять — вплоть до полного достижения критериев членства. Нашей стратегической целью остается вступление в НАТО. Я настаиваю: этот указатель для нас незыблем, как Полярная звезда на звездном небе», — Порошенко в присущем для себя стиле еще раз повторил тезис о евроатлантической интеграции Украины. Как аргумент для противников — статистика, что количество сторонников вступления Украины в НАТО существенно превышает количество противников, лишь с оговоркой, что есть существенные отличия между различными макрорегионами.
В 2008 году Украина самоуверенно шла к НАТО, но в последний момент на саммите в Бухаресте Киев жестко «обломали». Порошенко пытается быть осмотрительнее. «В Альянсе тоже нет консенсуса относительно членства Украины. Да, формально двери открыты, начиная с Бухарестского саммита 2008 года. Но эти двери — сенсорные: могут и закрыться при слишком резком приближении. Поэтому каждый наш шаг должен быть взвешенным и заранее просчитанным, чтобы не получилось так, как с Планом действий относительно членства восемь лет назад. Я хочу подчеркнуть, что те меры, которые мы совершаем теперь — это на самом деле значительно больше, чем проект ПДЧ 2008-го года».
Урок 5. Судьбу мобилизации решит Путин…
Будет ли новая волна мобилизации? Ответ на этот вопрос все чаще звучит в обществе. «Лично я не хотел бы ни мобилизации, ни военного положения. Я вижу совсем другой план для нашей страны. Но будет ли новая волна частичной мобилизации или, не дай Бог, полной мобилизации? Окончательный ответ на этот вопрос зависит от Москвы», — Порошенко не сказал ни «да», ни «нет».
Урок 6. Пятая колонна ходит в вышиванках
Порошенко в очередной раз говорил, что Украина будет придерживаться минских соглашений, «как бы трудно нам ни давалось», что дипломаты выиграли «нелегкую борьбу за продление санкций», что «мы не уступили ни одной принципиальной позиции для Украины», второго чтения конституционных изменений не будет, «пока для того не созреют подходящие условия».
А вот самым интересным Порошенко был, когда начал с трибуны разоблачать пятую колонну среди депутатов. Этого он раньше не делал. «Есть, впрочем, в этом вопросе и другая крайность, внутренняя, относительно которой мы не можем делать вид, будто ее не существует. Часть украинских политиков атакует «нормандский формат», минский процесс на самом деле лишь потому, что и Нормандия, и Минск открывают реальный путь к возвращению Донбасса и является единственным инструментом для того, чтобы этого достичь. Но, оказывается, не все здесь этого хотят, ибо они там другие, потому что они как-то не так будут голосовать, потому что выберут не тех и не нас; ибо будут тянуть на Восток, а нам — на Запад. Ну, конечно, вслух этого никто не артикулирует, но лукавство читается между строк. Для меня, я хочу это отдельно подчеркнуть, такая философия неприемлема, и скажу ее апологетам так же коротко: по-вашему тоже не будет!» — заявил Порошенко. И заметьте, Порошенко разоблачил не пятую колонну Кремля, а тех, кто называет себя патриотом, поет гимн и ходит в вышиванке. А в это время камера на несколько секунд застыла на персоне Олега Ляшко.
Вообще в этом пункте можно каждую цитату Порошенко наводить — они того стоят. Это и «позор и вечно тлеющий конфликт», и «восстановление территориальной целостности Украины в границах 1991 года», и «враг окопался в самых урбанизированных и густонаселенных районах». Но по сути вся эта драматургия спичрайтеров президента означает только одно — возвращение украинского суверенитета на Донбасс «будет нелегким, болезненным и длительным». Потому что все надежды только на дипломатию, а здесь, по словам президента, проблем все больше.
Урок 7. Кремль разрушает Европу
«В течение ближайшего года в ряде европейских стран в результате выборов к власти могут прийти если и не крайние, то такие политические силы, которые склонны к компромиссам с Кремлем, а лучшей политикой в отношении агрессора считают его умиротворение. Пример Мюнхена никого не научил. Они в положение Путина готовы входить с таким же энтузиазмом, с которым западные лидеры входили и пытались понять Гитлера», — Порошенко о кризисе ЕС говорил ярко и много. Ключевой тезис — Кремль использует европейские демократические ценности Запада для его же разрушения.
Порошенко заявил, что раздал поручения послам способствовать укреплению международной коалиции в поддержку Украины и предотвратить снятие санкций с РФ до момента полного восстановления территориальной целостности Украины.
Западу Порошенко предложит осовремененный аналог поправки Джексона-Вэника — в ответ на нарушения прав человека в Крыму и на оккупированных территориях. Дипломатам поставлена задача активнее привлекать международных партнеров до освобождения наших политических заключенных.
О безвизе Порошенко также упомянул. Коротко и без присущих ему прогнозов и сроков. Просто указал, что вчера был сделан еще один шаг на комитете Европарламента.
Урок 8. Реформ будет много. Будет?
Наиболее сложной реформой является антикоррупционная, отмечает Порошенко. «Прежде всего, мы должны продемонстрировать обществу, что наступление на коррупцию началось наверху — лишь тогда получим моральное право искоренять ее везде, на всех уровнях», — сказал он в Раде.
Ниже только цитаты президента. Отметим только, что посыл абсолютно правильный, но с реализацией могут возникнуть проблемы.
— Проблемы со стартом электронного декларирования имели сугубо технический характер.
— Из тени на свет, чего давно ждут люди, должны выйти особняки, автопарки, деньги всех «слуг народа». Не вижу в этом абсолютно ничего страшного — уже много лет живу в условиях такой прозрачности.
— Я категорически против того, чтобы делить правоохранительные органы на новые и старые.
— Прокуратура трансформируется в европейский орган, который следит за законностью, а не обслуживает интересы политических или бизнесовых кругов.
— Проведено масштабное очищение СБУ от предателей и коррупционеров, а также от лиц с низкими профессиональными и морально-деловыми качествами. В течение последних двух лет освобождены более двух тысяч сотрудников Службы.
— Из бывшей советской милиции, наконец, начали создавать украинскую полицию. Реакция руководства на досадные инциденты последних недель была и должна быть мгновенной и адекватной, и эти случаи никоим образом не должны повлиять на процесс реформирования МВД или поставить под сомнение его правильность.
— Облава, которую ГПУ и НАБУ, СБУ и МВД устроили на коррупционеров, движется с беспрецедентно широким размахом.
— Не поднимать шумихи о политических репрессиях. Лучше осознать новые реалии: настоящая охота на коррупционеров началась; свой шанс попасть в эти сети имеет каждый, у кого есть грех за душой.
— И, если все именно так, как я говорю, возникают вопросы. Почему этих сдвигов не видит украинское общество? Пока все это напоминает спортивную рыбалку: «поймали, показали, отпустили». Ключевое слово здесь — «посадили».
— Судебная реформа должна придать завершенность всей системе борьбы с коррупцией.
— На конкурсной основе вот-вот начнется формирование буквально с нуля нового Верховного суда Украины.
— Уже в этом месяце я представлю на ваше рассмотрение неотложные законопроекты «О Высшем совете правосудия» и «О Конституционном Суде Украины».
— ProZorro из удачного эксперимента вырос в эффективный антикоррупционный инструмент.
— За последние два года сокращено количество разрешений более чем 40% — из ста сорока трех до восьмидесяти четырех. Количество видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, мы уменьшили на 46%. Ликвидирована обязательная регистрация иностранных инвестиций, упрощена регистрация лекарственных средств. Отдельные лекарственные средства, которые имеют регистрацию в странах Европейского Союза и США, вообще не нуждаются в регистрации.
— Масштабная дерегуляция проведена в аграрной сфере — только на процедурах сертификации агробизнес сэкономил 7 миллиардов гривен за год.
— На данный момент зарегистрировано 39 дерегуляционных законопроектов, из них лишь 8 приняты в первом чтении. Чтобы реализовать этот план, нужно семьдесят результативных голосований и в течение полугода принимать по 5 законов еженедельно.
А вот одну «реформу» Порошенко обещает не допустить. «Я не пропущу бюджет на следующий год, в котором будет отмена стипендий, отмена государственного финансирования обучения в магистратуре и другие эксперименты», — аплодировали Порошенко после этого даже в оппозиции.
Урок 9. АПК и ИТ — надежда в экономике
«Кабинет министров на фоне достигнутой макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста должен от политики выживания перейти к стратегии развития, от макрофинансового оздоровления — до экономического роста, от затягивания поясов — до стабилизации бюджетов домохозяйств и постепенного роста доходов украинцев», — такую задачу президент поставил перед Кабмином.
Пока, констатирует Порошенко, драйвером экономического роста является милитаризация. Вот ее эффект президент хочет превратить в долгосрочный за счет ориентации ВПК на развитие производств с двойным назначением.
Президент предлагает обратить внимание на инновационный сектор экономики. По итогам 2015 года, ИТ стала третьей сферой на Украине по объему экспорта, достигнув отметки в 2,5 миллиарда долларов, а это 3% украинского ВВП. «В стране зарегистрировано более двух тысяч стартапов, и они демонстрируют стремительный рост — до ста процентов в год. Прошлогодний объем инвестиций составил 132 миллиона долларов, из них почти половину обеспечили иностранцы. Десять украинских ИТ-компаний включены в список ТОП-100 аутсорсинговых компаний мира», — оперировал Порошенко цифрами.
Но все же пока одним из основных источников валютных поступлений в страну остается АПК. По словам президента, доля аграрного сектора в общей товарной структуре экспорта достигла наивысшего значения за 25 лет. Кстати, это та отрасль, где корпоративные интересы есть у самого Порошенко, чиновников его Администрации и депутатов БПП. Порошенко просит Раду создать рынок земли, отсутствие которого якобы сдерживает инвестиции в аграрную сферу, нарушает права жителей села. «Как решить эту проблему — это ваша компетенция, уважаемые народные депутаты: или прятать голову в песок и ничего не менять, или все же работать над созданием рынка земли со всеми возможными предохранителями от каких-либо негативных последствий», — отметил Порошенко.
Значительную часть своего выступления Порошенко посвятил проблемам украинского экспорта. Начал с торговой блокады России, о чем можно почитать ЗДЕСЬ. Продолжил новой географией украинской торговли. «Увеличение нашего экспорта в Евросоюз в первом полугодии составило почти 7%», — сказал Порошенко. Эту цифру критики точно возьмут на вооружение, потому что она настольное мизерная по сравнению с падением экспорта в РФ, что эффект ЗСТ за ней не прослеживается. «В первом полугодии наибольшими темпами рос наш экспорт в Индонезии. Представьте себе, он вырос в семь раз. И на сегодня эта страна с 250 млн населения нуждается в продукции украинского аграрного сектора, машиностроения», — расхваливал президент свою поездку в Южную Азию.
Урок 10. Народ бедный, но патриотический
Наконец-то президент признал, что в стране бедность. А еще видны были его эмоции и переживания, когда он говорил о поднятии тарифов. «В рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями были вынуждены пойти на жесткие и непопулярные реформы, особенно в тарифной сфере. Понимаю всех и каждого, но поверьте, если бы мы к ним не прибегли, было бы еще хуже, был бы экономический и социальный коллапс», — сказал гарант.
И предостерег депутатов от популизма. «Очень легко сделать всех украинцев миллионерами, и мы все помним те времена, когда деньги стоили дешевле, чем бумага для их печати. Значительно сложнее сделать людей богатыми», — ты же популизмом ударил по популистах.
Несмотря на бедность, формирование современной украинской политической нации на принципах гражданского патриотизма идет ускоренными темпами. Это не троллинг, Порошенко действительно много говорил о «фундаментальных изменениях в общественном сознании». «Вопрос единства, соборности, унитарности даже не обсуждается: индикаторы аж зашкаливают положительными цифрами», — хвастался Порошенко. — «В рамках закона о декоммунизации демонтировали более тысячи двухсот идолов Ленина. 26 районов, 987 населенных пунктов сбросили с себя коммунистические названия, которые невидимыми ментальными нитями привязывали их жителей к бывшей империи. Законом восстановлена справедливость в отношении тех, кто посвятил свою жизнь борьбе за независимость и соборность украинского государства. Историческую правду в вопросе национальной памяти государство возобновило. Теперь мы с вами, все вместе, имеем возможность и должны утроить свой труд ради будущего Украины».
Также Порошенко говорил о необходимости создания единой поместной автокефальной украинской церкви и важности закона об увеличении доли украиноязычных песен на радиостанциях. И даже намекнул, что владельцам телеканалов стоит тоже пойти этим путем, ведь «сознательная саморегуляция — это всегда лучше, чем принуждение законом».
«Единство страны и консолидация украинцев как современной политической нации является моим главным приоритетом», — резюмировал свое выступление президент. Хотя, неправда. Заключил он уверенным «Все будет хорошо». Хороший прием Public speaking.