После того как Россия аннексировала Крым в марте 2014-го года, введенные Соединенными Штатами и Евросоюзом санкции нанесли Москве чувствительный удар — были ужесточены ограничения в отношении главных российских государственных банков и корпораций, а также составлены черные списки, куда вошли десятки российских чиновников, менеджеров нефтяной и газовой индустрии, а также энергетических компаний. Объектами введенных санкций стали три главные государственные нефтяные фирмы — Роснефть, Транснефть и «Газпром нефть», нефтяное подразделение газового гиганта Газпрома.
Возможности российских банков и Газпрома обеспечивать долгосрочное финансирование в американских долларах также в значительной степени были блокированы. Болезненность принятых мер усугубилась еще и тем, что Соединенные Штаты и Евросоюз запретили экспорт услуг и технологий, предназначенных для российских государственных нефтяных компаний, занимающихся добычей нефти в Арктике, разработкой глубоководных месторождений, а также проведением нетрадиционных методов разведки и добычи нефти и природного газа.
В апреле независимые российские энергетические компании ЛУКОЙЛ и «Новатэк» на энергетической конференции, проводимой фирмой HIS в Хьюстоне (CERAWeek), сообщили о том, что и они чувствуют жало введенных санкций. «Мы ощущаем воздействие санкций, однако России и отрасли в целом необходимо некоторое время для того, чтобы приспособиться», — заявил президент и основатель фирмы Вагит Алекперов.
Санкции вызывают опасения по поводу знакового для Путина арктического проекта
Еще одной жертвой жала западных санкций стал знаковый для Владимира Путина арктический энергетический проект — масштабный завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), который предполагается построить, потратив 27 миллиардов долларов, на российском полуострове Ямал, где температура может опускаться до 50 градусов ниже нуля по Цельсию.
Финансирование в долларах для него закрыто, и поэтому в течение двух лет предпринимались усилия, направленные на поиск необходимых средств, и, в конечном итоге, его владельцы обратились к китайским банкам и экспортным кредитным агентствам, услуги которых дороже, а условия менее гибкие, чем западное финансирование. Представители компании «Новатэк» признали в 2014-м году, что западные санкции стали причиной переноса завершения строительства завода.
Однако, на прошлой неделе на горизонте появилась дополнительная помощь, и произошло это в тот момент, когда Японский банк для международного сотрудничества (JBIC) заявил о своем желании предоставить 400 миллионов долларов на финансирование проекта по строительству завода по производство СПГ на Ямале. Исполнительный директор банка CBIC Тадаши Маеда (Tadashi Maeda) заявил, что его банк практически завершил работу над соглашением относительно этого проекта и планирует подписать меморандум о намерениях относительно стратегического партнерства с компанией «Новатэк», с самым крупным российским независимым производителем природного газа.
Япония является крупнейшем в мире импортером СПГ, а всего около двух третей его глобального потребления приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя его рост в настоящее время и забуксовал в результате избыточного количество запасов этого сверхохлажденного топлива, а также из-за более высокой температуры в странах, потребляющих СПГ.
По словам Маэдо, банк JBIC рассмотрит возможность инвестирования в новый проект «Арктик СПГ» только тогда, когда завершатся переговоры о его участии в проекте «Ямал СПГ». «Мы почти завершили все работы для участия в проекте «Ямал СПГ», а через некоторое время мы перейдем к изучению вопроса о возможном участии в проекте «Арктик СПГ», — отметил он.
Объем инвестирования в этот проект уже составил около 18,5 миллиарда долларов, сообщил председатель правления компании «Новатэк» Леонид Михельсон, хотя в настоящий момент первая очередь этого завода готова на 76%, а проект в целом — на 60%.
Михельсон ничего не сказал о том, насколько сложно будет получить остающиеся 9 миллиардов долларов, необходимых для полного финансирования этого масштабного проекта. По словам представителей «Новатэк», эта компания продолжит работу над похожим проектом, получившим название «Арктик СПГ 2» после завершения работ по проекту «Ямал СПГ». По их словам, компания не спешит выбрать себе партнеров для проекта нового завода, который, по имеющимся планам, должен начать производство СПГ в 2022-м году.
Когда будут сняты санкции?
В связи с этим возникает вопрос: а когда Запад намеревается снять введенные против России санкции? Начнем с того, что Владимир Путин добивается их снятия, однако, он не прикладывает достаточного количества усилий.
В конце июня Путин даже активизировал свою кампанию, пытаясь воздействовать на Евросоюз и заставить его отказаться от продления санкций, но безрезультатно. Спустя неделю Евросоюз расширил санкции в связи с продолжающимся конфликтом на востоке Украины. Они будут действовать до 31 января 2017-го года, а затем этот вопрос вновь будет обсуждаться.
На прошлой неделе Министерство финансов США ввело целую серию новых санкций против России, а направлены они против тех, кто ранее не попал под действие антироссийских карательных мер. Новые санкции были введены в тот момент, когда российские войска концентрировали свои силы на границе с Украиной, где они проводили военные учения.
Некоторые аналитики полагают, что возможна более масштабная интервенция.
Конечно, очевидный путь, ведущий к снятию санкций, состоит в том, чтобы Россия ограничила свои геополитические амбиции, особенно в Крыму и на Украине, однако пока, несмотря на причиненную финансовую боль, Путин свою позицию не меняет.