Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вначале москвичи смеялись над резвым новым мэром. Не успел Сергей Собянин поработать и полгода, как распорядился удалить со всех тротуаров асфальтное покрытие и вымостить их плиткой. По ночам бульдозеры и камнерезные пилы лишали людей сна, а днем усталые горожане балансировали на узких дощатых мостиках, перекинутых через песчаные ямы, которые когда-то были бульварами.

По поручению мэра Москвы в столице реализуют проект по ремонту дорог стоимостью 1,7 миллиарда евро. Результат: шум, пробки и огромные лужи. Вначале москвичи смеялись над резвым новым мэром. Не успел Сергей Собянин поработать и полгода на своем посту, как в 2011 году распорядился удалить со всех тротуаров асфальтное покрытие и заново вымостить их плиткой. По ночам бульдозеры и камнерезные пилы лишали людей сна, а в дневное время усталые горожане балансировали на узких дощатых мостиках, перекинутых через песчаные ямы, которые когда-то были бульварами. Тогда в городе «гулял» анекдот о том, что предшественник Собянина Юрий Лужков в отместку за свое смещение распространил в администрации города слух, будто под одним из тротуаров столицы зарыт клад.

Очевидно, клад до сих пор не найден, потому что рытье продолжается. 126 миллиардов рублей, в пересчете около 1,7 миллиарда евро, предусмотрены на программу «Моя улица», в соответствии с которой к 2018 году предстоит отремонтировать в целом 4 тысячи столичных дорог. По мнению жителей, многие из них прежде вовсе не были в плохом состоянии, но деньги, видимо, необходимо расходовать. С момента назначения Собянина упорно ходит слух о том, что компания, которая зарабатывает на дорожных работах, принадлежит его супруге. Собянин энергично отрицает: «Моя жена обладает таким же талантом предпринимательства, как я — танцовщика».


Впрочем, большинство москвичей уже не смеются, когда речь заходит о теме. Этим летом по многим местам в центре города можно было пройти с трудом, и даже пресловутые автомобильные пробки, которые обычно немного «рассасываются» в летние месяцы, в значительной степени сохранились из-за дорожных работ. Тем временем проявляется все больше долгосрочных последствий плиточного безумия. Город уже настолько «запломбирован», что воде практически некуда стекать; достаточно кратковременного дождя, чтобы улицы превратились в ручьи. В июле и августе, после сильных дождей с грозами, некоторые развлекались тем, что переплывали улицы или катались на водных лыжах. На Манежной площади, прямо у стен Кремля, вода доходила до щиколотки, некоторые станции метро пришлось на время закрыть, потому что их затопило.

Сначала городские власти обвинили погоду. На самом деле, нынешним летом выпало исключительное количество осадков. Но затем чиновникам пришлось признать, что в ходе обновления улиц «пострадала» канализация. В некоторых местах водостоки просто закатали асфальтом, а где-то у улиц нет положенного наклона — вода не стекает, и образуются озера.

Очевидно, при модернизации российской столицы слишком большое значение придается поверхности, тогда как в глубине творится неладное. Городская программа обновления системы приема сточных вод не выполнена, по данным самой городской администрации, даже наполовину. В текущем году на модернизацию системы приема сточных вод предполагается израсходовать целых два миллиарда рублей. Между тем на программу «Моя улица» истрачены 22 миллиарда, пишет деловая газета «Ведомости». По оценкам экспертов, в деле обновления канализации Москва отстает как минимум на десять лет.


«Проблема не в одних деньгах», — объясняет руководитель компании «Мосводосток» Константин Ишханян. По его словам, с 2000 года ждет реализации план по строительству 685 километров труб водоотведения, а также модернизации 78 километров существующей системы. Такой масштаб работ практически невозможно выполнить, причем в центре города, поскольку для этого необходимо «вскрывать» улицы на продолжительное время. Поэтому работы предпочитают вести на поверхности.

Недавно мэр Собянин пообещал избавить город от неудобств за два года. Вначале должен быть разработан — в течение шести месяцев — соответствующий план. Но к этому времени уже наступит глубокая зима — а горожане, памятуя о прошлогоднем опыте, ждут ее со страхом. При морозе растаявший снег мигом превращает в каток новое плиточное покрытие. После того как в январе получившие переломы прохожие заполонили больницы, в дело вмешалась российская Общественная палата. «Плитка абсолютно не подходит», — сетовал председатель комиссии по развитию инфраструктуры Артем Кирьянов. «В городе, в котором зима длится шесть месяцев, следовало сначала подумать, прежде чем все покрывать плиткой, не протестировав, какими будут последствия».