Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Профессор Оборонного университета Японии Масамори Сасэ: достаточна ли бдительность в отношении «кризиса Сэнкаку»

© AP Photo / Emily WangСотрудники береговой охраны Японии у островов Сэнкаку
Сотрудники береговой охраны Японии у островов Сэнкаку
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Морские границы Японии постоянно нарушает большое количество китайских судов. А в период с 6 по 9 июня возникла совершенно новая ситуация. Три российских военных корабля и один китайский один за другим прошли по морской прибрежной зоне архипелага Сэнкаку. Береговая охрана — это не войсковое соединение, она не может соперничать с военными судами. Но есть и другая проблема.

Растет напряжение вокруг архипелага Сэнкаку. В ходе японо-китайских переговоров на высшем уровне премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) потребовал, чтобы китайские государственные суда не нарушали морские границы Японии, однако жесткая позиция Си Цзиньпина не изменилась.

Впервые китайские государственные суда появились вблизи Сэнкаку в декабре 2008 года.

Тогда у власти находилась администрация представителя Либерально-демократической партии Таро Асо (Taro Aso). Либерально-Демократическая партия, управлявшая страной длительное время, была истощена. Но сейчас мы столкнулись с совершенно иным уровнем угрозы. Если рассмотреть ситуацию, проанализировав официальные документы последних лет, разница очевидна.

Китайские войска и полиция интегрируются

В оборонном отчете, опубликованном в августе этого года, подробно говорится о действиях Китая вблизи морских границ нашей страны. Основная идея следующая: во-первых, там описывается деятельность китайских военных кораблей, во-вторых, маневры государственных судов КНР. Они отличаются тем, что первые вооружены пушками и другими орудиями, а на вторых вооружение отсутствует.


Однако если продолжить чтение, становится ясно, что с 26 декабря 2015 года вблизи японских границ стали появляться государственные суда, оснащенные автоматическими пушками. В документе отмечается, что в последнее время КНР стала направлять к берегам Сэнкаку крупные государственные суда водоизмещением более трех тысяч тонн. Предполагается, что Китай укрепляет морскую систему для нарушения границ морской прибрежной зоны нашей страны. Другими словами, не имеет никакого смысла разделять китайские суда, появляющиеся у архипелага Сэнкаку, на военные и государственные.

Кроме того, отмечается, что с октября 2012 года ВМС и морская патрульная служба Китая стали чаще проводить совместные учения. Это можно трактовать как намерение китайских властей интегрировать армию и морскую полицию для операций в Восточно-Китайском море.

При этом в отчете Минобороны говорится о действиях китайской стороны не только вблизи морских, но и вблизи воздушных границ Японии. В воздушном пространстве нет разделения на армию и полицию, поэтому на маневры китайских ВВС реагируют японские силы самообороны.

График роста количества проникновений китайских судов

Министерство обороны Китая заявило, что в воздушном пространстве архипелага Сэнкаку и его окрестностях самолеты сил самообороны предприняли опасные действия в отношении китайских самолетов. В отчете Минобороны сказано следующее: «Самолеты сил самообороны предпринимают меры в отношении нарушений воздушных границ в соответствии с международным правом и законом о силах самообороны. Они не совершали никаких провокаций в отношении китайских военных самолетов». Что касается проблемы архипелага Сэнкаку, по которой позиции с Китаем расходятся, то наибольшую важность представляет точка зрения Береговой охраны Японии, в ведении которой находится этот морской регион. Как эта служба воспринимает ситуацию, возникшую в морской прибрежной зоне Сэнкаку?

На сайте Береговой охраны Японии есть ссылка под названием «Действия китайских судов вблизи Сэнкаку и ответные меры нашей страны». График, указывающий на количество нарушений, поражает. Он учитывает не только обычные суда, но и военные.

С августа 2012 года график уходит резко вверх. С сентября 2012 года служба публикует таблицу, в которой указывает точное количество китайских государственных судов, вошедших в морскую прибрежную зону архипелага Сэнкаку. Из этой таблицы становится ясно, что морские границы Японии постоянно нарушает большое количество китайских судов.

Почему сообщается не обо всех провокациях?

Более того, в период с 6 по 9 июня возникла совершенно новая ситуация. Три российских военных корабля и один китайский один за другим прошли по морской прибрежной зоне архипелага Сэнкаку. Поскольку Береговая охрана — это не войсковое соединение, она не может соперничать с военными судами. Но есть и другая проблема.

Как японские СМИ освещают действия китайских государственных судов в акватории Сэнкаку?

Проблема заключается в том, как пресса разделяет такие понятия, как «территориальные воды» и «морская прибрежная зона». Кстати говоря, Береговая охрана Японии всегда сообщает о проникновении китайских судов в эти зоны. Практически все японские издания перепечатывают эти сообщения.

Однако есть газеты, которые этого не делают. Газета «Асахи» не сообщает о входе китайских государственных судов в прибрежную зону Сэнкаку, если не считать косвенное цитирование высказываний некоторых правительственных чиновников. Это крайне странно. Вход в прибрежную зону означает, что иностранные суда что-то делают у границы страны. У них обязательно есть скрытые намерения. Возможно, они проводят учения для того, чтобы потом вторгнуться на территорию Японии.

Позиция «Асахи» вызывает у меня большие вопросы. Может, она намеренно не обращает внимания на провокационные действия Китая? Очень странная газета.