В прошлом месяце 50 бывших сотрудников национальной безопасности, служившие на высоких постах в администрации республиканцев, от Ричарда Никсона до Джорджа Буша, опубликовали письмо о том, что они не будут голосовать за кандидата в президенты от своей партии, Дональда Трампа. По их словам, «президент должен быть дисциплинированным, контролировать свои эмоции и действовать только обдуманно, тщательно все взвесив». Проще говоря, «у Трампа не тот темперамент, чтобы быть президентом».
В терминах современной теории лидерства, Трампу не хватает эмоционального интеллекта — самообладания, дисциплины и эмпатического потенциала, позволяющего лидерам управлять своими страстями и привлекать других. Вопреки мнению, что чувства мешают мыслить, эмоциональный интеллект — состоящий из двух основных компонентов, владения собой и умения найти подход к другим — указывает на то, что способность понимать эмоции и управлять ими может повысить эффективность мышления в целом.
Психологи пытаются измерить интеллект вот уже более ста лет. Общие тесты по определению IQ измеряют такие параметры интеллекта, как понимание слов и перцептивное мышление, но значение IQ предсказывает успех в жизни лишь на 10-20%. Остающиеся необъясненными 80% — продукт сотен факторов, проявляющихся со временем. Эмоциональный интеллект — один из них.
Некоторые эксперты утверждают, что эмоциональный интеллект намного важнее, чем технические или когнитивные навыки. Другие предполагают, что он играет более скромную роль. Кроме того, психологи спорят о том, как два параметра эмоционального интеллекта — самоконтроль и эмпатия — связаны друг с другом. (Билл Клинтон, например, имел низкий показатель по первому, но высокий по второму.) Тем не менее, они единодушны в том, что эмоциональный интеллект — важный компонент лидерства. Ричард Никсон, вероятно, имел более высокий IQ, чем Рузвельт, но его эмоциональный интеллект был гораздо ниже.
Лидеры используют эмоциональный интеллект, чтобы управлять своей «харизмой» или личным магнетизмом в изменчивой ситуации. Мы все преподносим себя другим людям разными способами, чтобы управлять впечатлением, которое производим: к примеру, мы «одеваемся для успеха». Политики тоже «одеваются» по-разному для разных аудиторий. Сотрудники Рональда Рейгана славились своим умением эффективно управлять впечатлениями. Даже суровый генерал Джордж Паттон практиковался перед зеркалом в напускании на себя угрюмого вида.
Успешное управление производимым впечатлением требует какой-то доли эмоциональной дисциплины и мастерства, которыми обладают хорошие актеры. Актерская игра и руководство имеют много общего. Оба требуют самоконтроля в сочетании со способностью к перевоплощению. Прошлый опыт Рейгана как голливудского актера сослужил ему хорошую службу в этом отношении, непревзойденным актером был и Рузвельт. Несмотря на боль и ограниченную подвижность из-за искалеченных полиомиелитом ног, он постоянно улыбался и старательно избегал того, чтобы его фотографировали в инвалидной коляске.
Люди, как и другие группы приматов, сосредоточивают свое внимание на лидере. Осознают ли это директора компаний и президенты или нет, но за сигналами, которые они передают, всегда внимательно следят. Эмоциональный интеллект включает в себя осознание и контроль таких сигналов, а также самодисциплину, предотвращающую вмешательство личных психологических потребностей в политику. Никсон, например, умел эффективно вырабатывать внешнеполитическую стратегию; но с управлением личными слабостями у него было похуже, что вынудило его составить «список врагов» и в конечном итоге привело к его падению.
У Трампа есть некоторые навыки эмоционального интеллекта. Он актер, чей опыт проведения реалити-телешоу позволил ему доминировать среди множества кандидатов на предварительных выборах Республиканской партии и привлечь значительное внимание СМИ. Надевая для такого случая свою фирменную бейсболку с лозунгом «Сделать Америку снова великой», он смог манипулировать системой с помощью выигрышной стратегии использования «политически некорректных» заявлений с целью привлечь к себе внимание и получить огромную бесплатную рекламу.
Но Трампу, как оказалось, недостает самоконтроля, в результате чего он не в состоянии занять более центристскую позицию для всеобщих выборов. Кроме того, он не смог продемонстрировать дисциплину, необходимую для освоения нюансов внешней политики, в результате чего, в отличие от Никсона, он производит впечатление человека с наивным представлением о ситуации в мире.
В отношениях с себе подобными Трамп имеет репутацию хулигана, но это не плохо само по себе. Как отметил стэнфордский психолог Родерик Крамер, президент Линдон Джонсон был хулиганом, и многие предприниматели Кремниевой долины также склонны к хулиганскому стилю. Но Крамер называет таких людей хулиганами с предвидением, вдохновляющим других на то, чтобы следовать за ними.
А нарциссизм Трампа заставлял его реагировать слишком бурно, часто контрпродуктивно, на критику и выпады. К примеру, он оказался втянутым в спор с американской мусульманской парой, чей сын, американский солдат, был убит в Ираке, и в мелкую склоку с Полом Райаном, спикером Палаты представителей, после того как почувствовал неуважение в свой адрес. В подобных случаях Трамп попирает свое же собственное послание.
Именно этот недостаток эмоционального интеллекта лишил Трампа поддержки некоторых самых выдающихся экспертов по внешней политике в партии и в стране. По их словам, «он не умеет или не желает отличать правду от лжи. Он не поощряет столкновения мнений. Ему не хватает самоконтроля, и он действует импульсивно. Он не переносит критики». Или, как мог бы сказать Холмс, Трамп дисквалифицирован из-за своего второсортного темперамента.
Джозеф Най-младший — бывший заместитель министра обороны и глава Национального совета по разведке США. Сейчас является профессором в Гарварде и — в рамках Мирового экономического форума — членом Совета по глобальной повестке по вопросам будущего управления. Он — автор книги «Конец американского века?»