Ультраправому российскому политику по душе идея строительства стен и изгнания мусульман. Он говорит, что борется с коррупцией, но вместе с тем оправдывает подозрительные связи Трампа с Россией.
Москва — Владимир Жириновский недавно похвастался тем, что сделал тест на ДНК, чтобы доказать свою кровную связь с Дональдом Трампом. 70-летнего российского правого националиста и популиста, основателя (не слишком) Либерально-демократической партии часто сравнивают с американским 70-летним популистом, который сегодня вырвался вперед в американской предвыборной президентской гонке. Жириновского называют «русским Трампом», а Трампа, по крайней мере в России, окрестили «американским Жириновским».
Какие сходства видят между ними русские? Возможно, их объединяет дерзкая, пламенная риторика, грубость стиля, то, как искажаются гневом их лица, или, как отметил один русский, то, как у обоих в уголках рта скапливается слюна.
Конечно, обоим политикам присуща способность приводить публику в неистовство и менять характер своего посыла так, как каждый находит удобным для себя. В зависимости от тональности, необходимой ему в данный конкретный момент, на политической арене Жириновский может выступать в роли кремлевского клоуна либо разыгрывать из себя спокойного, даже холодного лидера оппозиции.
Сейчас он пребывает в образе последнего.
В эксклюзивном интервью The Daily Beast Жириновский описал свой план по борьбе с организованной преступностью в России. Он называет ее сетью, которая пронизывает все правоохранительные структуры и региональные администрации вплоть до высших эшелонов кремлевского руководства.
«Организованная мафия напрямую связана с государственной коррупцией, — рассказывает Жириновский The Daily Beast, направляясь на встречу с избирателями за пределами кремлевских стен. — Так что нам нужно от нее избавляться, как мы это сделали в Смоленске, где губернатор является членом ЛДПР, а все его заместители относятся к другим партиям и не связаны с „Единой Россией“», которая является партией президента России Владимира Путина.
«Если все, начиная с директора бани и заканчивая президентом и начальником полиции, будут свободны от связей с организованной преступностью, не будет и коррупции», — уверяет Жириновский. Ветеран Государственной Думы, дважды избиравшийся на пост вице-спикера, говорит, что у него есть план по борьбе с коррупцией на уровне прокуратуры, полиции и ФСБ (служба безопасности, сменившая КГБ).
Но постойте. Если Жириновский искренен в своем намерении бороться с организованной преступностью, то как может он быть столь ярым поклонником Дональда Трампа, который вел дела с людьми, по имеющимся сообщениям, связанными с русской мафией, в частности, с Феликсом Сатером и Тевфиком Арифом?
Услышав вопрос, Жириновский вздыхает, делает паузу и уже потом отвечает. «Здесь существует объективная сторона: он, иностранец в поисках деловых связей, никого в бизнесе не знал, вот его и представили плохим парням, — говорит Жириновский. — Меня, может быть, тоже знакомили с мафией. Недавно я встречался со своими избирателями в Братске, и кто-то отправил в Москву шифровку, что мол Жириновский встречается с местной преступной шайкой, с местными бандитами».
Когда речь заходит о геополитике, Жириновский любит обрушиваться с угрозами на Вашингтон. В 2014 году он дал слушателям образное описание российского нападения на Соединенные Штаты. «Утром американцы просыпаются — нет Белого дома… есть метель, засыпает всю Америку снегом».
Но когда дело доходит до Трампа, весь его антиамериканизм вмиг исчезает. Кажется, руководителю думской фракции ЛДПР даже лестны упоминания о каких бы то ни было параллелях между ним и кандидатом в президенты США от Республиканской партии.
«Трамп — человек, который мне в каком-то смысле близок», — рассказывает Жириновский The Daily Beast. «Во время нашей первой короткой встречи в Нью-Йорке в 2002 году он мне понравился: это был нормальный человек, который не проявлял ни чопорности, ни предвзятости», — вспоминает Жириновский о встрече, организованной русским дипломатом Александром Грачевым.
«Трамп и Жириновский — братья-близнецы, представители новой популярной тенденции националистических лидеров, к которым относятся президент России Владимир Путин, во Франции Марин Ле Пен и в Венгрии Виктор Орбан, любимцы белых избирателей среднего класса, которые раньше не интересовались политикой, а теперь разбужены крайне правыми радикалами», — говорит Дмитрий Орешкин, независимый политолог из Москвы.
Как известно, Трамп предложил ввести запрет на въезд в США мусульман и строительство стены на границе с Мексикой. Жириновскому, начавшему свою карьеру в большой политике задолго до Трампа — он баллотировался на пост президента России в 1991 году — принадлежат гораздо более агрессивные высказывания в духе ультранационализма.
В 2013 году он, шипя от злости, предложил «оградить Северный Кавказ колючей проволокой». В ответ чеченские политики назвали его «носителем фашистской идеологии». За это высказывание Жириновского никто не арестовал, и он пошел дальше, браня кавказских матерей, у которых в семье по 7, 10 или 15 детей: «Пока не будет контроля за рождаемостью, пока там не будет более двух двух детей в семье, террор не победить», — сказал Жириновский.
Чеченский лидер Рамзан Кадыров призвал Москву расследовать Жириновского по подозрению в экстремизме и разжигании ненависти, но популярному политику националисту как обычно все сошло с рук.
В последние дни прибывающие из Европы пассажиры могли ознакомиться с партийными обещаниями партии Жириновского «восстановить границы с СССР», размещенными на каждом рекламном экране в аэропорту Шереметьево.
Менее чем за две недели до выборов в Думу популярность ЛДПР вновь на подъеме, между тем Жириновский не упускает случая позлословить. «Наша нынешняя популярность намного выше, выборы фальсифицируются, голоса подтасовываются, в урны забрасывают поддельные бюллетени, выборы работают по одной и той же коррумпированной схеме», — говорит Жириновский The Daily Beast.
В жизни, надо сказать, политик высказывается спокойно и твердо, как будто в нем одновременно живут два разных человека.
«В платежной ведомости Кремля он значится как актер, мультимиллионер, защищающий бедных, но он играет важную роль, и Кремль его за это обожает: критикуя Путина, Жириновский собирает под своим крылом весь радикальный слой общества, а потом приходит к президенту за зарплатой», — рассказывает Орешкин The Daily Beast.
Радикализм, угрозы, презрение к соперникам — да, общего у них хватает. Ну и распутство, или по крайней мере его видимость. В прошлом году семидесятилетний Жириновский в стриптиз-клубе представил свою книгу «Азбука секса».
Сегодня, в преддверии парламентских выборов, лидер ЛДПР проводит кампанию, наслаждаясь ростом своей популярности: опросы общественного мнения показывают, что из всех россиян, планирующих голосовать 18 сентября, до 15% отдают предпочтение ультраправой партии Жириновского, а не «Единой России» Владимира Путина.
Жириновский явно надеется, что, если в ноябре победит Трамп, новый президент США почувствует, что в российской Думе у него есть родственная душа.
Но нет, как оказалось, не настоящий сородич. Трюк с анализом крови не удался, результат вышел отрицательный — российский лидер националистов с Трампом не связан — по крайней мере, кровно.