«Россия проводила и собирается проводить абсолютно миролюбивую внешнюю политику, направленную на сотрудничество… А что касается влияния, то да, мы хотим, чтобы влияние России было более заметным, существенным, но мы вкладываем в это абсолютно мирное и позитивное содержание: влияние экономическое, гуманитарное, влияние, связанное с развитием равноправного сотрудничества с нашими соседями — вот на что мы нацеливаем нашу внешнюю политику и, кстати говоря, и внешнеэкономическую деятельность, в этом может никто не сомневаться»,— на днях в интервью агентству Bloomberg сказал президент РФ Владимир Путин, подчеркнув, что на это нацелена внешняя политика и внешние экономические отношения России.
Это заявление Путин сделал во время саммита «Большой двадцатки» в Китае. Президенты РФ и США в городе Ханчжоу обсудили в основном вопросы Сирии и Украины. В пресс-релизах по итогам как встречи Обама-Путин, так и Керри-Лавров не было упоминаний о карабахском конфликте. Но в течении последних месяцев карабахский конфликт довольно интенсивно обсуждался во время переговоров между США и Россией. Вашингтон постоянно демонстрирует Москве, что не позволит оставить менеджмент карабахского урегулирования российской стороне.
31-ого августа стало известно, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ восьмого сентября прибудут в Москву. Об этом сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. После запланированного еще в июле визита сопредседателей в Анкару, в качестве следующей остановки была выбрана Москва. «В Москве предполагается провести консультации сопредседателей Минской группы с участием представителя РФ Игоря Попова. Запланирована их встреча в министерстве иностранных дел с руководством министерства. Будут обсуждаться актуальные вопросы нагорно-карабахского урегулирования. Особое внимание предполагается уделить рассмотрению хода реализации договоренностей, которые были достигнуты на саммитах по нагорно-карабахскому урегулированию в Вене 16 мая и в Санкт-Петербурге 20 июня. Конечно, не обойдут вниманием стороны и перспективы дальнейшей совместной работы», — сказала Мария Захарова.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ находятся в тесном контакте с Москвой и Вашингтоном. Восьмого сентября они проведут переговоры в Москве, а в конце сентября в Нью-Йорке в рамках 71-ого заседания Генеральной Ассамблеи ООН сопредседатели могут встретиться с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Об этой встрече на днях заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик, заметив, что сопредседатели в Москве обсудят договоренности президентов Армении и Азербайджана, достигнутые в Вене и Санкт-Петербурге.
Отметим, что в рамках саммита «Большой двадцатки» состоялась также встреча Сергея Лаврова и Джона Керри, но была распространена информация, что на днях они могут снова встретиться. Лавров и Керри не смогли достигнуть единой позиции в вопросе урегулирования сирийского кризиса, но нельзя исключать, что в числе прочих вопросов на этом уровне может обсуждаться и карабахский конфликт.
Еще второго декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин в Гюмри (от ред. — Армения) заявил, что Россия намерена укрепить свои позиции на Кавказе: «Россия отсюда уходить не собирается. Наоборот, мы собираемся укрепить свои позиции на Кавказе, опираясь на все лучшее, что досталось нам от наших предков, на особые отношения со странами региона, в том числе с Арменией».
Россия испортила отношения с Арменией, спустя четыре месяца после четырехдневной апрельской войны Москва официально заявляет, если не говорить, жалуется, что США не соглашаются уступить России лидерство в процессе урегулирования карабахского конфликта. При этом, Москва открыто показывает, что желала бы, чтобы это случилось и это было бы для России огромным продвижением. Через «искреннее» признание Захаровой Москва, конечно, вновь подтвердила свои постоянные амбиции, но из подтекста этого заявления можно сделать вывод, что США не принимают сепаратные «игры» Москвы в процессе переговоров по карабахскому конфликту, и считают, что все должно продвигаться при их информированности и согласии.
Нужно констатировать, что активность Вашингтона в вопросе карабахского конфликта является единственной гарантией исключения новой агрессии со стороны Азербайджана, хотя Москва делает все возможное, чтобы доказать, что именно России остановила апрельскую войну. А кто дал согласие Алиеву на начало четырехдневной агрессии, и кто спустя несколько дней после апрельской войны заявил, что Россия продолжит вооружать Азербайджан?
Создавшаяся ситуация занимательна и тем, что официальный Баку постоянно подчеркивает роль российского посредничества. Например, недавно в Тбилиси, во время пресс-конференции по итогам встречи с министром иностранных дел Грузии Михаилом Джанелидзе глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров говорил о «возможности прорыва» в процессе урегулирования карабахского конфликта: «В Санкт-Петербурге после встречи при посредничестве президента России переговоры по урегулирования карабахского конфликта, кажется, продвигаются по правильному пути». Он охарактеризовал санкт-петербуржскую встречу как «важный эпизод» переговорного процесса, отметив: «Есть настрой и убежденность, что мы движемся в правильном направлении, что в свою очередь, может привести к перелому в переговорном процессе. Мы думаем, что есть такая возможность».
Вовлеченность Путина в украинском и сирийском кризисах заставила США проявлять определенную бдительность и на Кавказе. Сейчас Москва за своей спиной постоянно чувствует «дыхание» Вашингтона, именно по этой причине ей периодически «приходит на помощь» Баку, указывая на исключительную роль «правильного пути» Санкт-Петербурга. Это, однозначно, «План Лаврова», основанный на «казанском» проекте, который сейчас неприемлем для армянской стороны.
И здесь вполне понятно недовольство Москвы Вашингтоном, который выступил с заявлением, что не уступит лидерство России. Другими словами, США не понравились появившийся после апрельской войны «план Лаврова», восторг Баку по этому поводу и, по всей вероятности, также ожидания Анкары.
Москва никогда не захочет сдать Кавказ Вашингтону, это давно всем известно, а у США вряд ли будет намерение «взять» Кавказ. Но США дают понять Путину, что не готовятся позволить сформировать новые очаги самодеятельности, принцип сопредседательства в Минской группе ОБСЕ не должен нарушаться, и «правила игры» в регионе не должны определяться исключительно согласно представлениям Москвы, тем более, по ее принуждению.