Все происходящее напоминает империю времен упадка. Как если бы какой-нибудь псих из «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи удрал из больницы и оказался на почетном месте кандидата в президенты от республиканцев — а его сумасбродные речи настолько вскружили американцам голову, что разрыв в опросах общественного мнения ликвидировался — да так, что в пределах погрешности оказалась большая часть результатов.
Так чем же в последние дни порадовал нас Дональд Трамп?
Что ж, по национальному телевидению в среду вечером он уложил всю американскую военную верхушку и намекнул, что, став президентом, проведет чистку в Пентагоне.
Он дважды унизил президента США Барака Обаму, заявив, что его российский коллега Владимир Путин «гораздо лучше» как лидер. Когда же было высказано предположение о том, что Путин скорее жестокий самодержец, Трамп ввинтил: «Вы хотите, чтобы я начал перечислять, что в то же самое время делает президент Обама?»
Броманс Путина и Трампа, по большей части основанный на заискиваниях, которые, возможно, коренятся в том, что армия психологов-дилетантов диагностирует как ненасытную потребность Трампа в положительном закреплении, сегодня принимает причудливые формы.
Стержнем здесь, похоже, служит не столько альянс между потенциальными партнерами на мировом уровне, но поразительная вера Трампа в то, что Путин «его любит» — и потому, в его глазах, Путин не может сделать ничего плохого.
«Если он хорошо отзывается обо мне, то и я буду хорошо отзываться о нем», — признался Трамп ведущему NBC Мэтту Лауэру, как если бы делился глубоким пониманием серьезных вопросов.
После форума на NBC в среду Трамп дал интервью рупору Кремля, телеканалу Russia Today, где утверждал, что Россия «скорее всего вряд ли» несет ответственность за недавний взлом компьютеров Национального комитета Демократической партии — и несмотря на известную убежденность различных спецслужб США в том, что русские на самом деле замешаны в этом деле, Трамп утверждал, что «все это устроили» демократы.
Заодно Трамп решил поругать американские средства массовой информации, сказав Russia Today: «СМИ ведут себя настолько бесчестно, что в это трудно поверить: то есть они возьмут какое-нибудь из ваших безупречно сформулированных заявлений и начнут его урезать, кромсать, сокращать или удлинять, в общем всячески его искажать».
Кажется, Трампу и в голову не пришло, что он описывал свой собственный стиль высказываний.
Трамп выразил восхищение авторитарным контролем Путина над Россией и в среду, казалось, хотел поддержать Путина в его отношениях с Прибалтикой — бывшими советскими республиками, сегодня входящими в НАТО — еще раз упомянув о том, что не спешит их защищать.
Еще большее беспокойство вызывают менее приятные схождения между Трампом и Путиным.
«Ну и что?» — скорее всего, спросит Трамп. Он провоцирует насилие на своих митингах, он угрожает людям, которые против него высказываются, и обещает в случае своего избрания «навести порядок» в средствах массовой информации; широко известно о его коррумпированных коммерческих сделках; а его обращенные к США требования отнять запасы нефти у Ирака вполне соответствуют путинскому «отжиму» Крыма у Украины.
Обычно словоохотливые демократы пребывали в оцепенении, некоторые, правда, смогли прийти в себя для того, чтобы заметить, что, если бы какой-нибудь кандидат от демократов посмел так говорить о республиканском президенте, как Трамп высказывается об Обаме, их бы выгнали из Вашингтона.
Как это ни странно, именно республиканские коллеги Трампа в очередной раз почувствовали свою обязанность сбить с него спесь.
Спикер Палаты представителей Пол Райан — обвиняя российского президента в «организации спонсируемой государством кибератаки на нашу политическую систему», назвал Владимира Путина «агрессором, который не разделяет наши интересы».
Сенатор от штата Флорида и не удавшийся номинант от Республиканской партии Марко Рубио добавил: «[Путин] бандит… Он опасен и ничего хорошего от него ждать не приходиться».
Сенатор от Южной Каролины и беззастенчивый критик Трампа Линдси Грэм высказался о российском президенте так: «Если не считать уничтожения в собственной стране всех инструментов демократии, убийств оппозиционеров, расчленения соседних стран посредством военной силы и потакания мяснику Дамаска, [Путин] вполне себе хороший парень».
Хиллари Клинтон не могла поверить в свою удачу. На форуме NBC в среду она явно была не на высоте, и, если бы Трамп не пустился в дебри путинской темы, в четверг кандидат от Демократической партии, возможно, оказалась бы под определенным давлением СМИ.
Вместо этого она вела обвинение против того, что многие определяют как неамериканский образ действий Трампа: «Это звучит не только непатриотично и оскорбительно для нашего народа, равно как и нашего главнокомандующего, это звучит страшно. Получается, он позволит Путину делать все, что тому заблагорассудится — а потом будет находить для этого оправдания».
Обама тоже не смог устоять перед возможностью вставить свое слово.
Назвав поведение Трампа «неприемлемым и возмутительным», он сказал журналистам в Лаосе: «Я не думаю, что этот человек подходит на должность президента США — на протяжении предвыборного сезона мы наблюдаем такой процесс, при котором поведение, обычно воспринимаемое как совершенно недопустимое и возмутительное, становится нормальным».
Самым нелепым эпизодом телевизионного форума в среду стало заявление Трампа, что он по мимике и жестам сотрудников разведки, с которыми проводил свой первый брифинг по вопросам национальной безопасности, может судить о том, что последние не одобряют руководства Обамы в этой сфере.
«Я отлично владею языком тела и могу сказать, что они были не в восторге», — заявил Трамп.
Отложим на потом тот факт, что брифинги не представляют собой политические рекомендации президенту. Но по счастливой случайности, у NBC News была какая-то информация о происходящем на брифинге — и кажется, в основном невербальным языком пользовались лица из окружения Трампа.
Оказывается, советник по безопасности Трампа, генерал в отставке Майк Флинн, неоднократно прерывал брифинг, требуя ответа на свои так называемые «целенаправленные» вопросы — так что другой советник Трампа, губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, посчитал необходимым схватить Флинна за руку с просьбой «заткнуться».
Самое невероятное, что даже в присутствии Дональда Трампа нашелся кто-то, кого пришлось упрашивать попридержать язык.