8 ноября американцы будут выбирать не только президента, но и новый состав Конгресса, который в настоящий момент контролируют республиканцы. Те же сейчас опасаются потенциальных последствий поражения Дональда Трампа, которое может лишить их мест в Сенате.
8 ноября на американских избирательных участках определится не только имя нового президента США, но и новый состав Конгресса, как это происходит раз в два года. Это коснется всех 435 мест в Палате представителей и 34 из 100 кресел в Сенате (раз в два года переизбирается треть сенаторов).
С 2014 года республиканцам принадлежит большинство в обеих палатах: 247 против 186 в нижней и 54 против 46 в верхней. В Палате представителей их преимущество достаточно велико, чтобы у них получилось сохранить перевес. В Сенате же все обстоит иначе: там у них имеется большинство всего в четыре голоса. При равенстве голосов с обеих сторон окончательное решение принимает вице-президент США, который по совместительству занимает пост спикера Сената.
Если 8 ноября американцы изберут Хиллари Клинтон, это кресло отойдет ее «напарнику» Тиму Кейну. Причем среди 34 сенаторских кресел, новые владельцы которых будут определены на выборах, 24 принадлежат республиканцам и всего 10 демократам. Таким образом, республиканцы находятся в более уязвимом положении и могут потерять намного больше.
Им нужно принять во внимание две угрозы. Прежде всего, избирателям свойственно единообразное голосование: иначе говоря, они обычно поддерживают кандидатов от одной партии как на президентских, так и на парламентских выборах. И раз, по опросам, сейчас лидирует Хиллари, подобное поведение на руку демократам. Далее, нельзя не отметить неприязнь республиканского лагеря к собственному кандидату. Часть республиканских парламентариев дали понять, что сами голосовать за Дональда Трампа не станут. Некоторые опасаются, что те же чувства могут охватить республиканский электорат, что стало бы ударом для всех кандидатов от партии. То есть, Трамп в случае поражения может утянуть за собой остальных…
Трамп действительно отстает от Клинтон в целом ряде штатов, где будут проводиться выборы в Сенат. Так обстоят дела в Северной Каролине, Флориде, Иллинойсе, Айове, Неваде, Нью-Гэмпшире, Огайо, Пенсильвании и Висконсине. В других штатах вроде Аризоны, Джорджии, Индианы и Миссури он незначительно обходит соперницу, и там противостояние обещает быть напряженным.
Теперь давайте разберемся с 13 самыми напряженными кампаниями за два месяца до выборов (в алфавитном порядке).
В Аризоне Джон Маккейн, наверняка, в последний раз выставляет свою кандидатуру. Ветерану американской политики и сопернику Обамы в 2008 году недавно исполнилось 80 лет. После долгих колебаний он все же решил побороться за шестой сенаторский мандат от этого юго-западного штата. Он столкнулся с противодействием внутри собственной партии и лишь с небольшим перевесом выиграл праймериз. В ноябре ему будет противостоять Энн Керкпатрик, которая сейчас представляет демократов в нижней палате Конгресса. Популярность Маккейна, скорее всего, позволит ему еще раз добиться победы. Но неожиданностей исключать тоже нельзя. Хотя Аризона всегда была оплотом республиканцев, в опросах Трамп и Хиллари практически на-равных, а за Гэри Джонсона от Либертарианской партии готовы проголосовать почти 10%.
Северная Каролина станет барометром мобилизации республиканского лагеря, от которой во многом будет зависеть переизбрание сенатора Ричарда Берра. Впервые он получил этот пост в 2004 году и сейчас претендует уже на третий мандат. Его главная соперница — это демократ Дебора Росс, однако нельзя сбрасывать со счетов и либертарианца Шона Хоу. Победа ему вряд ли светит, но он может отобрать у республиканца столь важные для него голоса. Северная Каролина сыграет решающую роль в походе Дональда Трампа на Белый дом. У него вряд ли получится добиться избрания 8 ноября без победы в этот штате, где Митту Ромни удалось взять верх в 2012 году. Северная Каролина стабильно голосовала за республиканцев на всех выборах с 1980 года за исключением 2008 года. Там проживает многочисленное афроамериканское сообщество (21% населения против 12% в среднем), чьи голоса практически гарантированно уйдут Хиллари Клинтон. Кроме того, Барак Обама должен отправиться туда, чтобы призвать афроамериканцев поддержать его партию.
Во Флориде кандидат на республиканских праймериз Марко Рубио решил побороться за свое кресло сенатора. Одно время кандидат от демократов Патрик Мерфи представлял для него ощутимую угрозу, однако теперь он лидирует в опросах и, скорее всего, вновь одержит победу. Ему на руку играет поддержка американцев кубинского происхождения, которых очень много на юге штата. Как Северная Каролина, Флорида — это тот штат, в котором Трампу обязательно нужно побеждать. Она дает 29 выборщиков, и сложно представить, что у Трампа получится преодолеть порог в 270 голосов без них. Однако, по текущим опросам, он отстает от Хиллари Клинтон на 3-5%.
В Иллинойсе республиканец Марк Керк борется не только за кресло в Сенате, но и свою жизнь. Он победил с небольшим перевесом в 2010 году (преимущество в 60 тысяч голосов при общем числе в три миллиона), однако впоследствии пережил инфаркт, из-за которого год отсутствовал в Сенате. Как бы то ни было, он не стал уходить в отставку, а в конечном итоге даже выставил свою кандидатуру. Противостоит ему Ладда Тэмми Дакворт, которая сейчас представляет Иллинойс и демократов в нижней палате. Дакворт — американка азиатского происхождения (она родилась в Бангкоке) и ветеран войны в Ираке. Она служила пилотом вертолета и после тяжелого ранения лишилась обеих ног. Она стала первой женщиной-инвалидом в Конгрессе и пользуется большой симпатией. Кроме того, Иллинойс — это штат Барака Обамы и Хиллари Клинтон. Большинство там составляет демократический электорат, что может подорвать позиции Марка Керка…
В Миссури Рой Блант претендует на второй сенаторский срок. Здесь ему может сыграть на руку высокая популярность Трампа. Миссури — один из тех немногих ключевых штатов, где Трампу прочат победу в ноябре. По опросам, он намного опережает Клинтон, причем разрыв только увеличивается.
В Неваде республиканцам нечего терять. Уходящий сенатор, демократ Гарри Рейд, не стал вновь выставлять свою кандидатуру. Сейчас республиканец Джо Хэк, нынешний представитель штата в нижней палате, поборется с Кэтрин Кортес от Демократической партии. Республиканцы вложили в кампанию немало ресурсов, и это означает, что они верят в возможность победы. То же самое касается и Дональда Трампа. Хотя в Неваде хватает «латиносов» и мигрантов, националистический популистский посыл Трампа находит отклик у электората, который верит в американскую мечту.
В Нью-Гэмпшире перспективы сенатора Келли Эйотт под вопросом. Она победила в 2010 году с большим перевесом (60% голосов), но столкнулась с противодействием консерваторов в ее собственной партии, когда речь зашла о переизбрании. Она выступала против Дональда Трампа и не раз критиковала его заявления. В результате она участвует в кампании от имени партии и с ее поддержкой, но не встает на сторону республиканского кандидата на президентских выборах. Поэтому нежелание сторонников Трампа проголосовать за нее может стать для нее роковым.
В Огайо Роберт Портман столкнулся с трудностями, несмотря на известность по всей стране (его считали потенциальным кандидатом в вице-президенты в 2012 и 2016 годах). Он относится к умеренному крылу партии и в частности поддержал однополые браки. В то же время наиболее консервативно настроенные ее представители повернулись к нему спиной. Ему противостоит демократ Тэд Стрикланд, но, по последним опросам, у Портмана есть преимущество.
В Пенсильвании республиканцу Пэту Туми предстоит приложить немалые усилия для сохранения кресла. В 2010 году он победил с небольшим перевесом (80 000 голосов из четырех миллионов) в штате, который традиционно считается оплотом демократов. И те собираются это исправить. Туми встал на сторону Трампа и безоговорочно поддерживает его. Пенсильвания тоже входит в число ключевых штатов, и победа в ней серьезно сыграла бы на руку Трампу. Только вот такой вариант представляется все более маловероятным. В настоящий момент его отставание от Клинтон составляет более 10%. Если у него получится переломить эту тенденцию, их с Туми шансы на победу в ноябре значительно вырастут…
Жерар Оливье (Gérald Olivier) — журналист, консультант, эксперт по США.