На фоне усиления дипломатической и военной напряженности между Россией и США все чаще встречаются предупреждения о неизбежности третьей мировой войны. Все это объясняется сложившейся обстановкой и грамотно организованной пропагандой.
Atlantico: С ростом напряженности между США и Россией (на этой неделе американский самолет был перехвачен над Черным морем российским) в интернете все чаще встречаются рассуждения на тему грядущей ядерной войны. С чем это связано? Куда уходят ее корни и что этому способствует?
Мари Пельтье: Нужно понимать, что сейчас в нашем обществе сложилась атмосфера незащищенности, отчасти в связи с терактами и терроризмом. Все это вызывает жажду найти объяснение тому, что мы видим. В таких условиях некоторые идеологические движения пользуются ситуацией и предлагают ответы, предполагаемые объяснения этого страха, называют ответственных и виновных.
Среди идеологических движений четко просматривается лагерь сторонников Владимира Путина и кремлевской пропаганды. Он крайне активно действует в последние годы и особенно месяцы после терактов. Эта пропаганда питает определенные страхи и заблуждения, чтобы привлечь людей к своей идеологии.
— На какие информационные ресурсы могут опираться люди, которые убеждены в неизбежности мирового конфликта (форумы, социальные сети…)?
— Подобные теории, как и теории заговора, чаще всего ходят по социальным сетям. В этом заключаются главные перемены. Многие люди больше не доверяют информационному «мейнстриму». Они убеждены, что смогут найти другую версию событий в социальных сетях, питают иллюзии насчет того, что там можно сформировать собственные знания.
Связанные с Кремлем идеологические движения прекрасно это поняли. Существует целый набор форматов (видео, фото, шокирующие изображения, лозунги…), которые могут быть легко распространены по Twitter и Facebook и способны привлечь большое число людей. Простые формулировки по умолчанию более доступны, чем статья из традиционных СМИ.
— Усиление позиций во Франции и Европе таких СМИ, как Sputnik и Russia Today, сопровождается сомнениями насчет их целей и задач. Способствуют ли они поднятию напряженности или хотя бы складывающемуся у людей впечатлению усиления этой самой напряженности?
— Да, совершенно определенно. Кремлевская пропаганда прекрасно организована. Они намного обошли нас в том, что касается использования сети и прекрасно умеют играть на атмосфере страха. У них есть люди, которые активно работают для того, чтобы сформировать иное представление действительности. Мы имеем дело с пропагандой, о которой мы сами в Европе, как мне кажется, несколько позабыли. Пропаганда может опираться на полный вымысел и предлагать, на первый взгляд, правдоподобную историю, в основании которой нет ни одного факта. Ситуация сложная, потому что иногда можно услышать заявления вроде: «Чтобы сформировать объективное мнение, нужно обращаться ко всем источникам, в том числе Russia Today и Sputnik News». Это верно и в то же время не совсем, потому что нельзя игнорировать динамику пропаганды. Эти СМИ занимаются в том числе и дезинформацией, чего нельзя сказать о наших традиционных СМИ, хотя у них есть и собственные недостатки, например, некомпетентность. Но идеологическая динамика тут иная.
— Кому, как вам кажется, могут сыграть на руку эти опасения крупномасштабного конфликта между США и Россией?
— Думаю, что атмосфера незащищенности способствует любой экстремистской идеологии. В нашем обществе это сильно играет на руку ультраправым, а также радикальным исламистским движениям. Сегодня существует целый ряд игроков, для кого такой страх и неуверенность, мысль о том, что мы находимся на грани мирового конфликта, позволяет привлечь людей на свою сторону. Они могут представить себя теми, кто предлагает радикальное решение и знает виновных. Сложно сказать, кому конкретно это на руку, но в целом это относится к радикальным идеологиям (традиционные ультраправые, радикальные исламистские движения, радикальные произраильские движения и т.д.).
Эти люди продвигают будущий общественный проект и называют козлов отпущения. Атмосфера страха усиливает стремление найти виновных.
Мари Пельтье — историк, эксперт и преподаватель, специалист по теориям заговора.