Тема применения военных беспилотников то оживляется в СМИ, то затухает, но их работа в небе и разработка новых систем не останавливается ни на минуту.
The New York Times сообщает, что у Пентагона не хватает собственных военных операторов беспилотников и теперь приходится прибегать к услугам частных контракторов. К приблизительно 60 машинам, которые находятся в воздухе ежедневно и которые управляются военными, за последние 10 месяцев добавили еще 4 дрона, управляемых контракторами. Контракторы находятся в регионах, где непосредственно применяются беспилотники, и они не имеют права наносить удар с воздуха. Частники пилотируют машины Пентагона в разведывательных целях. В течение двух лет к общему числу оперируемых ежедневно дронов добавят еще 6 машин под управлением контракторов. Общее число частных операторов дронов на службе у Пентагона не разглашается, но речь идет о нескольких сотнях людей. Это бывшие военные операторы беспилотников или пилоты боевых самолетов, которые теперь по контракту зарабатывают в два-три раза больше, чем их служащие коллеги. С точки зрения критиков ЧВК (частных военных компаний), на рынке образовалось новая ниша — ниша частных операторов военных дронов, что может привести к еще более свободному выбору целей и бесконтрольному нанесению ударов.
Турецкая Daily Sabah не могла не упомянуть в большом материале о применении турецкого беспилотника Bayraktar TB2 для наведения турецкой авиации на цели исламистов в Сирии в ходе вторжения турецких войск. Дрон используется Турцией для разведки и наведения авиации с 2014 года, а с апреля 2016 года в Турции проходят тесты по запуску ракет турецкой же разработки с этой машины. Турция активно работает над созданием своего собственного ударного беспилотника уже много лет. В дроне Bayraktar TB2 до 93% всех компонентов созданы в самой Турции. В планах применение ракет с боеголовкой весом в 10 кг по удаленным на 8 км целям и активное использование турецкого ударного беспилотника в военных действиях в регионе.
Американцы тем временем выступают с инициативой по международному сдерживанию и контролю над распространением ударных дронов в мире. Эти пожелания понятны, так как клуб стран, которые применяют именно ударные дроны, растет. В клубе уже и Нигерия, и Ирак, и Египет. Китайские и израильские беспилотники отнимают воздушный хлеб войны у американцев, а дешевый китайский вариант и вовсе грозит заполонить весь рынок ударных дронов по демпинговым ценам и без привязки к политике. Американцы хотели бы видеть привязку продаж ударных машин к соблюдению прав человека в стране-покупателе и «прозрачность» сделок со стороны стран-продавцов. Сомнительно, что Китай пойдет на какие-либо международные соглашения в этом вопросе.
Любопытная новость пришла и из Сирии, где группировка Джунд-аль-Акса опубликовала видео, на котором изображено, как дрон этой группировки сбрасывает на сирийские правительственные силы небольшую бомбу. Особого толка от этого мало, но показательно, что боевики на Ближнем Востоке используют малые беспилотники не только для разведывательной деятельности и съемок драматических пропагандистских фильмов с воздуха.
В США с 11 по 23 сентября пройдут учения Black Dart, в ходе которых 50 систем по борьбе с беспилотниками попробуют отработать по 20 дронам. Условия учений — системы должны быть некинетическими и не должны разрушать дрон. То есть речь идет о перехвате контроля над беспилотником и его безопасной посадке в городских условиях или в местах большого скопления людей. В учениях будут задействованы 1200 человек из 25 различных государственных ведомств США.
Британская Mirror пишет, что Пентагон работает с компанией Shield AI, которая разработала микро-дрон, способный проникать в условиях городских операций внутрь удаленных зданий и создавать карту помещений. Дроны предназначены для специальных подразделений США и должны помогать военным при проведении операций внутри объектов без поддержки GPS.
Австралия, как сообщает Sydney Morning Herald, планирует начать разработку собственных небольших переносных военных разведывательных беспилотников, которые солдаты могут переносить на себе и запускать на поле боя. Пока же австралийские военные используют 20 американских небольших разведывательных дронов (помимо израильских Heron 1 и американских MQ-9 Reaper). Но, по словам бывшего министра обороны, у австралийских военных есть понимание, что они отстают в этом вопросе от ведущих стран, что недостаточно учли опыт применения беспилотников в Ираке и Афганистане, и что через 50 лет боевые действия будут вестись именно беспилотными системами разной степени автономности. Разработка своих собственных, пусть пока и небольших, дронов в Австралии должна в теории дать толчок развитию беспилотных военных технологий в стране.
Wired также напоминает, что одно из главных решений будущего президента США будет касаться не только войны с исламистами на Ближнем Востоке или в Афганистане, не только вопросов отношений с Китаем и Россией, но придется подумать и о проблеме применения так называемых «роботов-убийц», то есть автономных боевых систем. Срок действия предыдущей американской директивы по этому вопросу истекает в 2017 году, и Трампу или Клинтон придется решать, как далеко они будут готовы зайти в делегировании ведения боевых действий военным роботам с искусственным интеллектом.
По данным издания, Пентагон сейчас работает над 21 проектом по повышению автономности боевых систем на поле боя. Речь идет о том, чтобы система сама без участия человека выбирала цель и сама решала, наносить удар по этой цели или нет. Сейчас у Пентагона около 12 тысяч воздушных дронов и около 10 тысяч наземных беспилотных систем. Первые версии практические на 100% управлялись людьми-операторами, но с развитием технологий каждая новая модификация беспилотников получает все больше и больше автономности в своих действиях. Полностью автономные системы особенно важны на поле боя против таких противников как Россия и Китай, которые с помощью передовых средств радиоэлектронной борьбы сегодня успешно могут влиять на сигналы связи беспилотников с операторами или другими системами.