Кишинев — К празднованию 25-летия независимости Республики Молдова диппредставитель США Джеймс Петтит заявил, что «Молдавия — не Румыния», и отверг концепцию объединения двух государств по берегам Прута с реставрацией «Великой Румынии». Его высказывания привели к скандалу в молдавском политическом бомонде и даже спровоцировали акции протеста в Кишиневе и Бухаресте: немногочисленные, но активные сторонники унионизма сочли поведение американского посла вмешательством во внутренние дела Молдавии и усмотрели сходство со сталинской политикой.
Что сказал американский дипломат?
В интервью одному из молдавских общественных телеканалов посол США в Республике Молдова Джеймс Д. Петтит произнес буквально следующее: «Молдавия — не Румыния. У Молдавии — своя собственная история и свои собственные вызовы, в числе которых то, что Молдова — многонациональная страна с людьми, которые говорят на разных языках».
Кроме того, Джеймс Петтит высказал основополагающую точку зрения: «Наша политика заключается в том, что Молдавия должна оставаться суверенным и независимым государством в пределах безопасных границ. Присоединение к Румынии ради вступления в ЕС или по любой другой причине не является практическим выбором и не является выбором, который улучшит положение дел в Молдавии. Положение дел улучшит взаимодействие политического класса и жителей, вместе работающих на благо страны».
Не обошел вниманием американский дипломат и болезненную проблему приднестровского конфликта, отметив, что «Приднестровье не находится под контролем центральной власти, ему необходим особый статус, но статус этот должен быть присвоен в рамках Республики Молдова». При этом посол США подчеркнул верность европейского курса для Молдавии, который приведет ее в ЕС, и необходимость «ценить свой нейтралитет».
Сторонники унионизма возмущены
Практически каждый тезис, прозвучавший из уст посла США Петтита, с точностью до наоборот воспроизводит излюбленные унионистские лозунги, которые то и дело выводят черной краской на стенах и заборах по всей Молдавии, особенно в столице. «Молдавия — это Румыния» или «Бессарабия — это Румыния» беспрестанно скандируют на митингах сторонники объединения.
В действительности тех, кто поддерживает данную идею, в Молдавии менее 20% от общего числа взрослого населения. Такие данные уже многие годы приводят различные соцопросы, и с течением времени эта цифра медленно уменьшается. Однако активных унионистов данный факт не смущает: они полны боевого духа, то и дело проводят митинги с шествиями, а несколько лет назад даже пытались восстановить в Молдавии исторический монумент — башню Антонеску, фашистского диктатора времен Второй мировой войны.
Главный молдавский лоббист воссоздания «Великой Румынии» в Молдавии, председатель Либеральной партии Михай Гимпу на слова Джеймса Петтита отреагировал первым и обвинил его в нарушении суверенитета Молдавии и во вмешательстве в вопросы ее идентичности. Лидер либералов сравнил позицию американского посольства со стратегией «российской имперской дипломатии» и усмотрел в ней попытку указать, «на каком языке мы говорим и как должны идентифицировать себя как народ».
Не заставила себя ждать и реакция из Румынии от единомышленников кандидата в президенты Молдавии Михая Гимпу (кстати, его электорат аккурат совпадает по числовому показателю с количеством сторонников унионизма). Сразу два румынских политических деятеля заговорили в связи с выступлением американского посла о сталинской политике.
Экс-премьер Румынии, а ныне спикер Сената Кэлин Попеску-Тэричану помянул пакт Молотова-Риббентропа 1939 года и провел неожиданную параллель: мол, речи Петтита «повторяют и обновляют тезисы Сталина». Активист и лидер румынского унионистского движения «Платформа Actiunea-Действие 2012» Джордже Симион тоже употребил имя советского генералиссимуса в том контексте, что «не существует молдавской нации» и «молдавского народа», а был он «изобретен Сталиным», с которым «мы не можем быть согласны».
Подвергшийся в прошлом году высылке из Молдавии Джордже Симион разместил на своей странице в соцсети открытое письмо госсекретарю США Джону Керри, дабы тот лично отрапортовал, какова его официальная позиция по молдово-румынскому объединению. Ответа все еще не поступило.
Зато румынские унионисты провели акцию протеста на Университетской площади Бухареста, где пусть и малым числом, но громко скандировали «Молдавия — это Румыния» и разложили на асфальте недавно изданные книги по румынской истории в форме карты вожделенной Великой Румынии.
Сходный митинг со сходным числом участников — чуть более десяти человек — прошел и в молдавской столице перед посольством США. Флаги они принесли с собой румынские, выкрикивали примерно те же лозунги, а для разнообразия потребовали отставки главы американской дипмиссии. Через вышедшего к ним сотрудника посольства протестующие передали Джеймсу Петтиту опять же книгу по истории, очевидно, в правильной с их точки зрения трактовке.
Мнения со стороны
Пока сторонники «Унири (то есть объединения) — национальной идеи» митинговали в Кишиневе и Бухаресте, вполне четким дипломатическим демаршем прореагировало руководство НАТО, сотрудничеством с которым так гордятся нынешние молдавские власти. С особым пиететом к дружбе Молдавия-НАТО относится все тот же главный либерал-унионист Молдавии Михай Гимпу, чьи ставленники уже который год стоят во главе Минобороны и из кожи вон лезут, чтобы угодить североатлантическим партнерам.
В самый день упомянутых митингов на пресс-конференции в Бухаресте заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу в комментарии к высказываниям Петтита заявил: «Мы должны уважать суверенитет и территориальную целостность каждого суверенного государства в Европе. Румыния и Молдавия имеют давние исторические связи, и каждая из них должна быть единственным определяющим фактором своей собственной судьбы».
Внезапно и в Румынии поддержали посла США. Да не кто-нибудь, а уважаемый историк Лучиана Бойа: «Это были очень серьезные, но совсем не обоснованные обвинения в адрес американской политики в том, что посол Соединенных Штатов совершенно не знает историю. Он говорил абсолютно верно: Республика Молдова — это не Румыния, у нее своя специфическая история. До 1812 года у нее одна и та же история, но не с Румынией, а с Молдовой (княжеством — прим. ред.). Румыния существует только с 1859 года… То, что было возможно в 1918 году, уже не было реально в 1989 или 1990 году по многим причинам. Международный контекст был иным. И Россия, у которой свои интересы в этой зоне, — тоже иная».
Реакция из России оказалась неожиданной. Известный российский политик, либеральный демократ Владимир Жириновский коснулся нашумевшего эпизода в эфире радиостанции «Эхо Москвы»: «Посол США в Молдавии сказал, что есть Молдавия, и они не хотят признавать ее частью Румынии. Намекнули руководителям Молдавии, чтобы они не пытались объединиться с Румынией и противостоять России. Вот видите, уже есть какой-то плюс. Вроде бы Бараку Обаме не нужна еще одна горячая точка в Европе. Поэтому можно было договариваться».
С кем, о чем и кто может договариваться, остается только догадываться. Однако молдавские политологи увидели в заявлениях главы американской дипмиссии призыв к властям страны заняться решением многочисленных проблем в ее внутренней экономической и социальной жизни, а не практиковать, по обыкновению, внешнеполитические спекуляции.
Напомним, в конце октября Молдавия впервые за полтора десятилетия выбирает президента всенародно. И своими высказываниями западная дипломатия ясно дает понять, что не поддержит, как минимум, либерала Гимпу и тех, кто декларирует сходные воззрения. Кому достанется поддержка? Едва ли социалисту Игорю Додону с его дружескими связями в Москве.