Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Алисия Викандер о темной стороне карьеры

© AP Photo / Chris PizzelloАктриса Алисия Викандер на церемонии вручения «Оскар»
Актриса Алисия Викандер на церемонии вручения «Оскар»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вечер 28 февраля, Dolby Theatre в Лос-Анжелесе. На сцене — ошеломленная Алисия Викандер, которая пытается произнести слова благодарности. Тогда она испытывала не только счастье. Было и кое-что еще. В интервью с журналистом DN Осой Бекман Алисия Викандер рассказывает о том, как узнала о том, что мама больна раком, о своем детстве в театре и о долгожданной встрече недалеко от Мюнхена.

На сцене «Оскара» она испытывала не только счастье. Было и кое-что еще. В интервью с журналистом DN Осой Бекман Алисия Викандер (Alicia Vikander) рассказывает о том, как узнала о том, что мама больна раком, о своем детстве в театре и о долгожданной встрече недалеко от Мюнхена.

Вечер 28 февраля, Dolby Theatre в Лос-Анжелесе. На сцене — ошеломленная Алисия Викандер, которая пытается произнести слова благодарности. Она тараторит, запинается, глаза сияют. На ней светло-желтое платье от Louis Vuitton. Прежде чем подняться на сцену, она обняла маму, сидящую рядом. Теперь она поднимает золотую статуэтку и обращается к родителям:

«Спасибо, что научили меня верить, что все возможно».

Это исторический вечер.

Последним шведским актером на «Оскаре» была Ингрид Бергман (Ingrid Bergman), сжимавшая желанную статуэтку за «Убийство в Восточном экспрессе». Это произошло больше сорока лет назад.

Этой зимней ночью многие шведы не спали и смотрели церемонию. Когда Викандер стояла на сцене, шведские социальные сети взорвались от восторга: «Удивительно!», «Фантастика!», «Алиииисия!!!» Но в этих счастливых сценах было и кое-что, чего мы не знали. Что-то, что делает радость намного глубже. Нотка печали.

Сейчас август, и в Мюнхене царит тепло конца лета. Мы сидим на террасе на открытой крыше пятизвездочного Bayerisher Hof, дует легкий ветерок. На том же этаже находится спа, и видно, как там лениво перемещаются женщины в белых халатах и тюрбанах из полотенец. У Алисии Викандер были четыре дня отпуска, ее единственное свободное время этим летом, и ей удалось хорошенько отоспаться.

«А еще я ела. Мне приходится есть пять раз в день, чтобы нарастить мускулатуру для роли Лары Крофт в „Расхитительнице гробниц“ (Tomb Raider). Тренируюсь каждое утро, пять раз в неделю. У меня тот же тренер, что работал с Александром Скарсгордом (Alexander Skarsgård) перед „Тарзаном“, но его физические данные немного… ну, иные, чем у меня», —рассказывает она своим хрипловатым голосом.

Через несколько дней Алисия Викандер и режиссер Лиса Лангсет (Lisa Langseth) начнут съемки первых сцен их нового фильма «Эйфория» (Euforia) в сельской местности недалеко от баварского города.

Именно Лиса Лангсет открыла никому не известную Алисию Викандер восемь лет назад, дав ей главную роль в фильме «К чему-то прекрасному» (Till det som är vackert). Алисия сыграла молодую женщину, состоящую в отношениях с пожилым дирижером, настоящим человеком искусства, который использует ее в качестве музы, после чего хладнокровно бросает.

По мнению Лангсет, для этой сложной роли требовалось новое лицо. Непростая комбинация. Режиссер посещала занятия в школах драмы по всей стране, но никто не подходил. И тогда она нашла Алисию Викандер, которая до этого исполнила лишь пару ролей в сериалах.

«Мы отрабатывали все сцены у меня дома в гостиной, повторяли несколько раз, остальная команда удивлялась, чем я там занимаюсь. Я не могла поверить, что она настолько хороша», — рассказала Лиса Лангсет, когда я позвонила ей позже.

Алисии Викандер было 20 лет, и она получила «Золотого жука» (национальная кинонаграда Швеции — прим. пер.) за лучшую женскую роль.
 
Сейчас им предстоят пять недель съемок.

«Я счастлива, что мы снова поработаем вместе, — говорит Алисия Викандер и заказывает говядину с нутом и овощами. — Я многому научилась у Лисы с ее кинематографическим языком и смелыми сюжетами. По-моему, просто невероятно, что она решилась дать мне шанс. Я едва знала, что такое „угол обзора камеры“».

Сегодня они стали близкими друзьями.

«Это будет удивительный фильм, я безумно горжусь».

Когда я говорю, что, как я поняла, это будет история о двух сестрах в тяжелой и жизненно важной поездке, ее речь становится отрывистой.

«Не думаю, что стоит продолжать говорить об этом».


В этом вся Алисия Викандер. Она живая, веселая, открытая. Неприхотливая. Кажется, будто уже встречался с ней на какой-нибудь вечеринке. Но она прекрасно знает, о чем хочет говорить, а о чем нет. То открывается, то замыкается, вежливо, но решительно. Эта молодая женщина точно знает, как оградить свое личное пространство. Она уверена в себе и прочно стоит на ногах, она знает себе цену не как актриса, а как личность. Всего за несколько минут ясно понимаешь, что никто не заставит ее делать то, чего она не хочет.

Вероятно, именно эта черта позволяет ей справляться с суетой Голливуда. «Весь Голливуд сейчас хочет заполучить Алисию Викандер в свои фильмы», — заявил Мэтт Деймон (Matt Damon) перед премьерой «Джейсона Борна» (Jason Bourne) этим летом. И это действительно так. Викандер — лицо модного дома Louis Vuitton, ведущие американских телешоу, такие как Джимми Киммел (Jimmy Kimmel) и Джимми Фэллон (Jimmy Fallon), мечтают, чтобы она пришла в их студии. В последние месяцы она побывала на обложках британского Vogue и американского Vanity Fair.

И, конечно, кино. За последние два года она сыграла в девяти полнометражных фильмах. На нынешнем Венецианском кинофестивале планируется премьера «Света в океане» (The light between oceans), где она играет вместе с бойфрендом Майклом Фассбендером (Michael Fassbender).

Слава пришла к ней быстро.

На Западе ее впервые заметили после фильма «Королевский роман» (A royal affair), где она сыграла британскую принцессу Каролину Матильду (Caroline Matildhe), которую в 1760-х выдали замуж за безумного короля Дании Кристиана VII. Режиссер Николай Арсель (Nikolaj Arcel) рассказывал, как просмотрел половину Дании, а потом нашел шведскую актрису.


Возникла одна небольшая проблема: роль была написана по-датски. Через шесть недель Алисия Викандер выучила достаточно, чтобы быть в состоянии точно произнести каждую реплику.

В 2012 году она отправилась в Лондон, чтобы сыграть Кити в большом проекте «Анна Каренина» (Anna Karenina). Вместе с несколькими другими шведами она теснилась в маленькой квартирке над обувным магазином в Ноттинг-Хилле, а между дублями ходила на кастинги и просмотры, в том числе на роль Белоснежки в «Белоснежке и Охотнике» (Snow White and the Huntsman), которая отошла к Кристен Стюарт (Kristen Stewart).

После премьеры «Анны Карениной» в этом больше не было необходимости. Живая Алисия Викандер легко переиграла напряженную Киру Найтли (Keira Knightley), исполнившую роль Анны.

Алисия Викандер родилась в Гётеборге в 1988 году. Ее мать Мария Фаль Викандер (Maria Fahl Vikander) была актрисой, а отец Сванте Викандер (Svante Vikander) — психиатром. Когда ей было всего несколько месяцев, родители развелись.

«Я жила с мамой в городе, ходила в школу, но каждые вторые выходные ездила к папе в Сундаред недалеко от Буроса. Там у меня много братьев и сестер, целых пятеро, и у нас всегда были очень близкие отношения. Мы много общаемся».

Развод родителей не был трагедией. Однажды ее пригласили в детскую программу на SVT, где она должна была рассказать о том, что значит быть ребенком, чьи родители развелись.

«Я рассказывала только хорошее, так что они меня вырезали из передачи».

По ее словам, она выросла, окруженная любовью. Вопреки общепринятому мнению, это стало преимуществом жизни на две семьи. В ней была заложена более широкая и обширная эмоциональная база.

Можно сказать, что вы в профессии стали преемницей обоих родителей. Как вы считаете?

«Да, но в первую очередь они для меня — два умных и эрудированных человека, с которыми всегда можно поговорить. Они прожили долгую жизнь. Я знаю, мама говорила, что в жизни надо пытаться получить как можно опыта, и сейчас это мой главный набор инструментов для работы. Но кроме жизненного опыта, можно фантазировать о персонажах, творить судьбы».

Вы обсуждаете с ними свои роли?

«Прежде я могла позвонить им, чтобы поговорить о персонаже. Сейчас чаще даю им почитать сценарий. Мы не можем видеться часто, и это становится прекрасной общей точкой отсчета. „Чем ты сегодня занималась? А, та сцена, помню-помню!“ И еще лучше становится, когда я узнаю, что через пару лет они увидят готовый фильм».

Она рассказывает, что во время съемок «Девушки из Дании» (The Danish girl), основанной на реальной истории о художнике Эйнаре Вегенере/Лили Эльбе (Einar Wegener/Lili Elbe), первым в истории подвергшемся хирургической операции по смене пола, было приятно, когда папа, который занимается подобными случаями, позвонил и сказал, что сценарий действительно хорош.

Весь фильм строится на игре Алисии Викандер. Она тонко улавливает, как Герда Вегенер, также художница, поддерживает стремление Эйнара носить женские платья, использует его в качестве модели, но вместе с тем впадает в растерянность и отчаяние. Викандер обладает такой харизмой, что постоянно ищешь ее взглядом, ждешь ее появления в кадре.

Как вы вживаетесь в роль? У вас есть особые приемы?

«Совершенно по-разному. Часто уже на первой странице сценария я вижу суть своего персонажа и его мира. Это происходит молниеносно, это просто там есть! Я исхожу из своей интуитивной реакции и пытаюсь воплотить ее в жизнь. Люблю этот процесс».

Что-то такое я и подумала, когда наблюдала, как она движется от одного фильма к другому: похоже, у нее есть особое чувство, а также интеллект, способный дать этому чувству воплощение в актерской игре.

«Алисия исключительно чувствительна, и при этом в ней есть большая сила», — говорит по телефону Лиса Лангсет, — «Она способна на тяжелый труд без потери эмоциональной чуткости. В этом ее уникальность».

Я спрашиваю, как, по ее мнению, изменилась Алисия за прошедшие годы, и она отвечает, что самое забавное в том, что Алисия остается самой собой.

«Это просто удивительно. На том уровне, где она сейчас пребывает, на молодых женщин оказывается абсурдное давление. Ты постоянно слышишь обсуждения своей внешности, поведения, актерской игры. Надо уметь парировать. Если ты не понимаешь, к кому действительно стоит прислушиваться, у тебя нет шансов».

Для Алисии Викандер такой человек — ее мама Мария.

Все эти годы они были рядом друг с другом. В детстве, когда Алисию было не с кем оставить, мама брала ее с собой в гётеборгский театр Бака, где она работала в 90-е.

«Для ребенка театр был целым открытым новым миром. Когда я туда приходила, взрослые говорили: „Заходите, посмотрите! Что думаете?“ Я чувствовала сопричастность».

В гостях у друзей, не имеющих отношения к театру, она сразу видела разницу. Они разговаривали по-другому, говорит Алисия и изображает голос, которым взрослые имеют обыкновение обращаться к ребенку.

Что вы делали в театре?

«Сидела и смотрела спектакли. Помню, я посмотрела «Ромео и Джульетту» много раз, раз двадцать. Мне нравилось учить текст, так что я знала наизусть почти всю пьесу. Это примерно как дети моих друзей сейчас снова и снова пересматривают один и тот же мультик. И каждый раз мне было все так же интересно».

По ее словам, ее захватывали преображения взрослых актеров.

«Было удивительно наблюдать, как моя мама входит в роль, в иной мир. И все ее коллеги в обычной одежде по звонку вдруг превращались в кого-то другого».

Вас это не пугало?

«У меня есть одно такое воспоминание, я тогда была совсем маленькой. На сцене была огромная, гигантская дверь, мама уходила и закрывала ее за собой. Помню, я тогда думала: мама ушла, она больше не вернется! Это было неприятно. Я не хотела, чтобы она исчезла за этой дверью».

На Youtube есть видеосюжет из передачи «Маленькие звездочки» (Småstjärnorna), где восьмилетняя Алисия на вопрос Агнеты Шёдин (Agneta Sjödin) о том, кем она хочет стать, отвечает: «Я буду актрисой». В этом эпизоде очаровательна не только ее самоуверенность, но и призрачная манера перенимать выражение лица Агнеты Шёдин, когда девочка притворялась, что поет песню из «Кристины из Дувемолы» (Kristina från Duvemåla).



Ребенок из неполной семьи рано учится разговаривать с взрослыми на равных.

«При этом именно мама часто сомневалась в моем выборе и спрашивала, действительно ли я хочу освоить эту трудную профессию».

Вы никогда не чувствовали свою ответственность за нее?

«За маму?»

Она выглядит ошарашенной (а мне кажется, что это вполне адекватный вопрос).

«Нет. Никогда. Хотя было тяжело с ней расставаться, когда я в 15 лет уехала в Стокгольм, чтобы поступить в Шведскую королевскую школу балета. Я же знала, что я ее единственный ребенок».

Девять лет она занималась балетом.

«Умение управлять своим телом, которое дал мне балет, я применяю каждый день, осознанно и неосознанно. Я никогда не училась в школе драматического искусства — пять раз пыталась, но так и не поступила, так что балет — мое единственное образование в сфере искусства. Это был настоящий дар судьбы».

По ее словам, очень помогает способность быстро понимать физические свойства персонажа. Приходя на ежедневные съемки, она моментально входит в роль.

Снимаясь в фильме «Из машины» (Ex machina), она ходила по дому и пыталась понять, как двигается антропоморфный робот Ава.

«Это должно было быть что-то иное, нельзя было просто полагаться на свою человеческую природу. Это было интересно. Когда я пришла к тому, что про себя назвала «человеком 2.0», то почувствовала, что смогу ее сыграть. Она не должна была быть похожа на робота. Вместо этого я пыталась показать девушку с отличной координацией».

Работа актера для нее — это попытка представить себе реакцию на такие ситуации, в которых ты сам никогда не бывал. В действительности никогда не знаешь, как отреагируешь.

«Со мной случались такие вещи, да, травмы, в которых я думала, что поведу себя одним образом, а делала совершенно другое. В экстремальных ситуациях очень сложно предугадать, что будет с человеком».

Одной из таких ситуаций стал момент, когда пять лет назад ее маме поставили онкологический диагноз.

«Моя карьера как раз пошла в гору. Я должна была уезжать на съемки в Австралию, и я твердо решила отказаться и остаться дома. Я ее единственный ребенок, у нас маленькая семья. Мама сказала: «Я не разрешаю тебе отказываться». И я поехала. Это было страшно тяжело. Я хотела быть с ней и все время держать ее за руку. Хотя она и сказала, что больше всего на свете хочет, чтобы я поехала на съемки, я все равно мучилась от огромного чувства вины».

Поток ее слов обрывается.

«Сейчас, после всего, я думаю, это был ее самый прекрасный подарок мне. Она сказала: иди своим путем».

В те месяцы они все время были на связи.

«В США меня постоянно спрашивают, почему меня нет в социальных сетях. Но тогда я завела аккаунт в Instagram, только для нас с ней. Она хотела, чтобы я отправляла ей фотографии. Сначала я чувствовала, что не могу».

Из-за огромной пропасти между вашими жизнями?

«Да, именно. У нее была обычная повседневная жизнь. А у меня столько всего происходило, что было сложно все показать. Но она сказала: не надо так думать, я хочу знать, чем ты сегодня занята, что ты ела на завтрак. И я отправила фотографию моей тарелки мюсли или йогурта, который я ела в то утро. И она сказала: „Мне помогает то, что ты продолжаешь жить“».

Было нелегко сосредоточиться на съемках?

«Моя мама была смертельно больна. Это занимало все мое время, все мои мысли. Было очень сложно удерживать концентрацию».

Вы думали, что должны ее спасти?

«Да. Многие побывавшие в такой ситуации говорят, что боролись с подобными мыслями. Хочешь помочь всеми силами, но чувствуешь невероятную беспомощность. Папа и его жена, его семья очень поддержали нас — и маму, и меня тоже. Тебя здесь нет, но мы здесь, сказали они. Ужасное время».

Она говорит, что теперь по-настоящему поняла, что сделала ее мама.

«Даже когда она была очень слаба, она хотела продолжать быть моей мамой».

Но сейчас все в прошлом?

«Да… все наладилось. В некотором смысле это не конец, теперь всегда надо будет проходить проверки. Но сейчас ее признали здоровой».

Вот почему счастье было намного глубже и значительнее, чем мы, зрители, могли себе представить, когда Алисия в своем желтом платье стояла на сцене во время церемонии вручения «Оскаров», а ее мама сидела в зрительном зале.

Тремя годами ранее, когда «Королевский роман» тоже номинировался на «Оскар», мама была тяжело больна.

«В тот раз я сидела и думала, что мне совершенно наплевать на „Оскар“. А в этом году мы были там вместе. Я получила „Оскар“, а она вернулась к жизни. Это была просто фантастика. Мы могли лишь плакать».

По ее словам, этот опыт сильно на нее повлиял.

«У меня возникло иное понимание себя, иное представление о жизни и смерти».

Алисия Викандер придумала дизайн нынешней версии «розовой ленты» Онкологического фонда, доход от продажи которой идет на исследования в этой области. Для нее это способ «сделать что-нибудь» для тех, кто помог маме. И воспользоваться своим нынешним статусом. Она говорит, это научило ее, что нельзя держать всю жизнь под контролем, но можно пытаться управлять ей и влиять на происходящее.

Это относится и к ее актерской работе. Сейчас, как сказал Мэтт Деймон, все хотят заполучить Алисию Викандер в свои проекты. Но она знает, что актерский мир изменчив и безжалостен. Сегодня ты икона, а завтра уже нет.

Зимой она запустила собственную продюсерскую компанию Vikarious productions, основная задача которой — помогать актрисам и женщинам-режиссерам. Она была в шоке, когда в один прекрасный день вдруг поняла, что за все годы своей кинокарьеры ни разу не играла в паре с женщиной. В том фильме, съемки которого начинаются в баварских горах, которые сейчас видны с террасы отеля, женщина впервые станет ее партнером по сюжету.

«Для меня это способ сделать так, чтобы я и в будущем могла работать с интересными мне историями. Я обеспечиваю себе такую возможность. Хочу найти увлекательные и еще не рассказанные истории, показать что-то, что прежде оставалось невидимым».

Факты об Алисии Викандер

Алисия Викандер родилась в 1988 году в Гётеборге. Сейчас живет в Лондоне.

В четырехлетнем возрасте она начала заниматься балетом.

С семи лет играла в мюзиклах Гётеборгской оперы, в том числе в «Кристине из Дувемолы».

Исполнила роль Тони в рождественском фильме Тумаса Альфредсона (Tomas Alfredson) «Декабрьская мечта» (En
decemberdröm). Подростком играла девочку Йоссан из высшего класса во «Второй авеню» (Andra avenyn).

Некоторое время проработала в цветочном магазине в стокгольмском районе Сёдермальм.

В фильме «Темнота истины» (Darkness of truth) 2007 года сыграла вместе со своей матерью Марией Фаль Викандер.

После прорывной роли в «К чему-то прекрасному» Лисы Лангсет получила в 2010 году награду Rising star на Стокгольмском кинофестивале, а за год до этого — Shooting star на кинофестивале в Берлине.

В этом году Алисия Викандер стала членом Оскаровской киноакадемии (одним из семи тысяч, но все же!)

На Youtube есть видеоклип, в котором Алисия Викандер звонит на «Шведский номер» Шведской туристической ассоциации и спрашивает у какого-то шведа, как можно встретиться с Алисией Викандер.

Три голоса об Алисии Викандер

Элла Лемхаген (Ella Lemhagen), режиссер «Королевских драгоценностей» (Kronjuvelerna) с Викандер:

«Алисия — актриса, полная контрастов. Ее внешность позволяет играть и девчонку по соседству, и красивейшую женщину в мире. Она очень прилежно работает над ролью, но при этом она веселая и покладистая. Ей чужд пафос, но к своей работе она относится со всей серьезностью. Даже когда она была очень юна и относительно неопытна, чувствовалось, что она настоящий профессионал».

Камилла Тулин (Camilla Thulin), дизайнер костюмов в мюзикле «Звуки музыки» (Sound of music), в котором участвовала и Алисия Викандер:

«Я впервые увидела ее, когда она была одним из детей фон Траппа в Гётеборгской опере в 2004 году. У нее настоящий природный талант. А сегодня она еще и икона стиля. Сейчас ее одевают стилисты Louis Vuitton, а она приносит им деньги. И это умно. Ее дело — читать сценарии, учить текст и играть, а не бегать по магазинам».

Тумас Альфредсон, режиссер «Декабрьской мечты» с Алисией Викандер:

«Еще когда я впервые ее увидел, а ей тогда было 16, я заметил, какой у нее талант к этой профессии. Как абсолютный слух. И еще у нее есть это качество, которое так сложно описать, — харизма. В ее лице — множество лиц. Думаю, когда она окажется в доме престарелых, она будет рада, если ей к тому времени удастся сыграть как можно больше разных ролей. А вообще она веселая и решительная».