Накануне под Парижем задержали трех женщин по делу об автомобиле с газовыми баллонами, припаркованном у собора Нотр-Дам. Источник, близкий следствию, рассказал, что женщины готовили нападение в четверг на Лионском вокзале в Париже. Специалисты в вопросах исламистского терроризма в один голос подчеркивают, что роль женщин в джихадистском движении до сих пор была преуменьшена.
«Террористическая ячейка, состоящая из молодых женщин, абсолютно проникнутых смертоносной идеологией группировки ИГ, была обезврежена». Такими словами начал 9 сентября свое выступление перед журналистами прокурор Парижа Франсуа Моленс.
Le Monde напоминает, что в начале августа 16-летней девушке, объявившей в мессенджере Telegramm о намерении перейти к действию, уже предъявили обвинения. В марте обвинения предъявили еще двум девушкам, упомянувшим в Facebook нападение на один из концертных залов в Париже. Летом 2014 года еще три девушки-подростка угрожали нападениями на евреев в Лионе. Но никогда еще антитеррористическим службам не удавалось предотвратить настолько подготовленную атаку, которую планировали женщины.
Журналист, автор книги «Женщины джихадистов» (Femmes de djihadistes) Матье Сюк отмечает в интервью изданию L’Obs, что история с задержанием женщин, готовящих теракт, вызывает чувство смятения, потому что мы не привыкли видеть женщин, активно задействованных в джихаде. «У нас такое представление, потому что они (женщины) носят хиджаб или паранджу, мы представляем их жертвами, которым промыли мозги. По моему мнению, это сильные женщины, которые делают выбор и берут на себя ответственность за этот выбор. В супружеских парах именно они более сведущи в религии», — замечает Матье Сюк.
Исследовательница во французской Высшей школе социальных наук (EHESS) Жеральдин Касютт, готовящая диссертацию о роли женщин в джихаде, в свою очередь рассказывает в интервью газете Libération, что на территориях, подконтрольных группировке «Исламское государство» в Сирии, женщины крайне редко принимают непосредственное участие в боевых действиях.
Матье Сюк подчеркивает, что доктрина группировки «Исламское государство» в этом отношении крайне недвусмысленна: женщины работают на долгосрочную перспективу, рожая детей (т.н. «львят халифата») и гарантируя тем самым долговечность и незыблемость организации. Мужчины же ориентируются на краткосрочную перспективу: их долг — погибнуть на поле сражения или при совершении теракта.
Однако не исключено, что именно женщины могут быть мобилизованы для террористических атак в западных странах. И даже если ИГ заранее не призывает женщин к терактам, это не мешает группировке постфактум одобрить эти действия, — замечает Матье Сюк.
«Досье о сирийских джихадистских сетях свидетельствуют о том, что молодых незамужних женщин буквально трясет от нетерпения: они хотят активно принимать участие в джихаде и взять в руки оружие», — продолжает эксперт.
Социолог Кароль Андре-Дессорн, специалист по Ближнему Востоку, в интервью Le Parisien замечает, что женщины зачастую даже более решительны, чем мужчины, и идут до конца. Частью стратегии группировки является и то, что СМИ уделяют больше внимания шокирующим фактам, когда именно женщины совершают нападения.
Прокурор Парижа Франсуа Моленс подчеркнул, что «если сначала казалось, что роль женщины в этой группировке ограничивалась семейными и домашними обязанностями, сегодня мы констатируем, что это видение устарело».
Le Monde сообщает, что в последнее время ужесточился подход французской судебной системы к женщинам, возвращающимся из Сирии: их все чаще оставляют под стражей. На сегодняшний день 59 женщинам предъявили обвинения по делам о терроризме, 18 из находятся в заключении. Среди 35 несовершеннолетних, которым предъявили обвинения по подобным делам, 12 девушек.
«В последние месяцы мы наблюдаем рост числа досье несовершеннолетних девушек, чьи личные дела вызывают беспокойство. Зачастую это девушки с очень сложными характерами. Часть из них самостоятельно пытались организовать теракты», — добавил прокурор.