Такое ощущение, что в России одновременно проходят две избирательные кампании. Одна, разумеется, думская, и она заканчивается 18 сентября. Другая кампания — американская, с финишем 8 ноября. Но по накалу страстей вторая, похоже, значительно превосходит первую.
Выборы в Думу проходят стандартно. Смотреть ролики лидеров традиционной парламентской оппозиции, этих пожилых и скучных политиков Зюганова, Жириновского, Миронова, нестерпимо. Они каждые выборы повторяют одни и те же лозунги, но в стране не меняется абсолютно ничего. Михаил Касьянов тоже не слишком убедителен, у знающих людей на него аллергия по его прошлой работе в правительстве, из-за которой он заслужил прозвище «Миша два процента» (те самые проценты, которые он предположительно брал со сделок). Сейчас и против него, не самого сильного противника власти, и возглавляемой им партии ПАРНАС российский Минюст начал расследование по поводу использования экстремистских призывов. Партию могут в последний момент снять с выборов. Ожидаются и другие нападки на оппозицию, подтасовки и пресловутые карусели, когда одних и тех же людей возят из одного участка на другой на автобусах. Словом все будет как всегда.
Хиллари как баба Яга
Другое дело выборы американские. Никогда еще российская пропаганда не ополчалась столь неистово против одного из американских кандидатов в президенты. Хиллари Клинтон стала для российских масс-медиа одновременно и старухой-неудачницей и воплощением зла. Достаточно послушать интонации, с которыми ведущие канала «Россия 1» говорят о ее предполагаемом тромбе, проблемой с щитовидкой, катетере, который некоторые опытные журналисты разглядели под ее одеждой, а также о слуховом аппарате, спрятанном на мочке уха под видом жемчужной сережки.
«Сомнений в состоянии здоровья 70-летней женщины, которая может стать президентом, становится все больше, — с чувством произносит ведущий «Вестей» Антон Борисов (на самом деле Хиллари еще 68). В следующем выпуске новостей то же самое — про тромбы и катетеры повторяет ведущая-женщина. «Женщины, как вы можете?» — восклицает обозреватель радиостанции «Свобода» Елена Рыковцева. Но это голос вопиющей в пустыне. Хиллари — главный объект атак. А Дональд Трамп, гораздо более неадекватный, чем его соперница, выдающий перлы, которые любому другому стоили бы всей карьеры, — любимец российской пропаганды. Рубит правду-матку про всю гнилую политическую систему Америки, ай да молодец!
На противоположном берегу Атлантики абсурд еще похлеще. Там все чаще говорят о России, эта страна стала главной темой кампании, не злокозненный Китай и даже не ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.). Но мнения двух кандидатов радикально расходятся.
Путин — вот источник всех бед, он крестный отец мирового национализма. Выступая в конце августа с программной речью в Рино (штат Невада), госпожа Клинтон обрушилась на «альтернативный консерватизм», представителем которого назвала Дональда Трампа. По версии Клинтон, этот самый консерватизм потворствует наиболее низменным человеческим и политическим инстинктам — нетерпимости, ксенофобии, расизму, сексизму. «А верховным крестным отцом этого нового глобального направления крайнего национализма является президент России Владимир Путин», — провозгласила она. То есть, по версии Клинтон, Путин —босс Трампа.
«Это, пожалуй, новая высота, взятая российским лидером, — не без сарказма отмечает российский политолог Федор Лукьянов. — До сих пор звучали более конкретные обвинения, например, в проведении хакерских атак на серверы национального комитета Демократической партии, считалось, что цель акции — дискредитировать демократического претендента и подыграть «кандидату Москвы» Трампу. Однако сейчас масштаб зла, которое олицетворяет Россия, растет на глазах».
А в это время экстравагантный миллиардер изо всех сил нахваливает Путина, что также выглядит своего рода электоральным извращением. Он уже много раз хвалил российского лидера, за что только терял баллы в предвыборной борьбе, но вновь и вновь обращается к этой теме. Например, выступая на форуме ветеранов. Трапм пообещал, что после его победы на выборах у него будут «очень, очень хорошие отношения» с президентом России Владимиром Путиным и с Россией. Трамп напомнил, что рейтинг одобрения президента России составляет 82%.»Я думаю, раз он называл меня блестящим, я приму этот комплимент, ладно? Я думаю, что я смогу с ним поладить. В рамках этой (российской) системы он был гораздо лучшим лидером, чем наш президент», — заявил Трамп.
Российскому избирателю такой вывод — как бальзам на душу. «Вот даже в Америке понимают, что наш Путин — настоящий лидер, а Обама — слабак», — так рассуждает обычный россиянин. А ответ Трампу Барака Обамы, что олигарх не годится для поста президента США, этого в России уже никого не волнует, это даже не идет в эфир.
Хочет ли Путин развала Америки?
Две избирательные кампании — в России и в США, таким образом, переплелись. В Москве набирает силу обличение Хиллари Клинтон. В Вашингтоне — разоблачения Кремля, который виновен в том, что хочет повлиять на выбор американских избирателей, и в том, чтобы, как пишет The Washington Post», посеять хаос и пичкать граждан пропагандистской жвачкой с нападками на политику США по строительству демократии по всему миру, в особенности в странах бывшего СССР.
Трамп Кремлю, конечно, симпатичнее, чем Хиллари. Та неоднократно допускала прямые выпады в адрес российского лидера. В 2008 году она заявила, что у того «нет души». В бытность госсекретарем Хиллари была одним из ястребов в администрации Обамы по отношению к России. В марте 2014 года, после присоединения Крыма к России, она сравнила политику Путина с действиями Гитлера по завоеванию Восточной Европы.
Но давайте подумаем: так ли уж Путин заинтересован в том, чтобы помочь непредсказуемому Трампу стать президентом? Так ли уж Кремлю нужно сеять хаос в Америке?
«Если Путин действительно решил усилить позиции Трампа, связывая его с собственным именем, то он точно допустил просчет, — считает Николай Петро, профессор политических дисциплин в университете Род-Айленда (США). — Во-первых, пытаться повлиять на ход выборов в Америке в национальном масштабе путем искажения результатов голосования с помощью хакерских атак — это чисто фантастическая, совершенно невыполнимая задача. И во-вторых, если такое вмешательство действительно обнаружится, то политическая цена для Путина будет слишком высокой. Тот публично опроверг всякое подобное вмешательство, а отсутствие убедительных доказательств со стороны правительства США лишь добавляет туману во всю эту историю».
Многие американские политологи полагают, что принятая на Западе версия, что Москва якобы мстит Америке за ее вмешательство на Украине и в других бывших советских республиках и с этой целью пытается дискредитировать американскую политическую систему и привести к власти Трампа, является примитивной. На самом деле ни Россия, ни США не пытаются разрушить противоположные политические системы, понимая, насколько сложен и противоречив современный мир, в котором крупные страны зависят друг от друга.
Показательно, что из уст самого Путина не вылетало никаких оскорбительных слов в адрес Хиллари Клинтон. В Кремле понимают, что, скорее всего, России предстоит работать и договариваться именно с ней. И по Сирии, и по Украине, и по другим делам
Кто куда вмешивается?
Между тем сами американские эксперты говорят, что попытки вмешательства одних стран в избирательную кампанию других — обычное явление. Прежде всего это относится к Америке и СССР (России). Дон Левин, научный сотрудник Института Карнеги — Меллона, насчитал, что таких попыток только в период с 1946 по 2000 год было 117. В статье в The Washington Post он указывает, не приводя, впрочем, конкретных фактов, что Советы пытались не допустить прихода к власти Гарри Трумэна и переизбрания Рональда Рейгана в 1984 году.
Левин утверждает, что эти попытки вмешательства случались гораздо чаще, чем секретные операции спецслужб, удачные или неудачные в отношении лидеров Кубы, Панамы, Гренады и Ирана.
Английская газета The Guardian полагает, что миссия трех американских советников, которые помогли Борису Ельцину выиграть выборы 1996 года также была своего рода прямым вмешательством Америки в избирательную кампанию в России.
История эта известна миру по фильму «Spinning Boris», по форме сатирическому, но который верно отражает работу американских спецов, действовавших под контролем Дика Морриса, ведущего политического советника Билла Клинтона. Тогдашняя американская администрация была весьма озабочена возможностью победы Зюганова на тех выборах и реставрации коммунистического режима в России.
Вот Вашингтон и послал трех экспертов, которые убедили людей Ельцина, что тому нужно вести себя в предвыборной кампании по-американски — чаще улыбаться, пожимать всем руки и танцевать на публике. Что Ельцин с успехом и делал и в результате победил, хотя у многих в России сложилось впечатление, что без подтасовок результатов голосования не обошлось.
Так что, уважаемые читатели, не волнуйтесь. Войны не будет. Мир не нов, и нечто подобное, хотя и в иных формах и в менее экзотических кампаниях, мы уже видели. Все будет как надо. В России в Думу пройдут нужные Кремлю четыре партии, хотя оппозиционный лидер Алексей Навальный и надеется, что туда попадут несколько противников власти. Они, по его замыслу, станут песком в поршнях думской машины, который не позволит ей бездумно принтовать все приказы Кремля.
В Америке со значительным перевесом победит Хиллари Клинтон, которая будет обязана своим избранием женщинам и представителям этнических меньшинств. Путин 9 ноября поздравит ее с победой, и вскоре две страны вновь усядутся за стол переговоров, чтобы добиться очередного перемирия в Сирии. Республиканцы быстро забудут об опозорившем их Трампе и начнут искать нового лидера в недрах Конгресса. В мировой политике вновь возобладает принцип «business as usual» и все разойдутся по домам.