В открытых обществах опросы общественного мнения — необходимое средство связи правителей с управляемыми. Как это ни банально звучит, они говорят властям правду. В закрытых обществах, в которых люди боятся откровенно высказываться, делать это сложнее. В последние годы российский президент Владимир Путин постепенно уничтожал свободомыслящие СМИ и общественные организации, однако социологи из «Левада-Центра» сумели сохранить свою независимость. Они продолжали заниматься глубоким изучением российского общественного мнения, и это объясняет, почему власти сейчас явно собираются удушить центр.
Больше десятилетия основанный Юрием Левадой аналитический центр был известен как один из лучших источников информации о том, что думают россияне. При этом он не был затронут влиянием Кремля. Опросы — которые в обществах, непривычных к свободе слова, проводить всегда бывает непросто — наглядно демонстрировали взлеты и падения постсоветской жизни. В частности, они показывали, что в период высоких цен на нефть и относительной стабильности популярность г-на Путина была неподдельно высокой.
Однако в последние годы центр также демонстрировал оборотную сторону правления г-на Путина. В прошлом году директор центра Лев Гудков писал в своей статье под заголовком «Путинский рецидив тоталитаризма», что политика репрессивного, директивного управления за 10-12 лет «стерилизовала» российское общественное пространство, оставив людей без возможности выражать свои интересы и обсуждать проблемы. По мнению г-на Гудкова, г-н Путин ведет Россию к диктатуре, что может иметь тяжелые последствия для экономики и для будущего страны.
При этом г-н Гудков продемонстрировал, что российские граждане отлично осознают властолюбие путинской клики. В ходе исследования, проводившегося в январе 2014 года, россиян спрашивали: «Какие черты, по вашему мнению, наиболее характерны для большинства современных российских политиков?» 44% респондентов ответили: «стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами»; 41% выбрал вариант: «корыстолюбие». Лишь 1% счел, что российских лидеров отличает «высокая нравственность». Г-н Гудков сделал из этого вывод о том, что россияне убеждены: «те, у кого сегодня в руках инструменты принуждения и управления, заинтересованы исключительно в собственном обогащении и сохранении собственных позиций, а не в процветании страны». Проводившиеся в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться в это воскресенье, опросы «Левада-Центра» указывают на разочарование общества в правящей партии «Единая Россия».
Неудивительно, что недавно режим нанес ответный удар, объявив «Левада-Центр» иностранным агентом. Центр — негосударственная организация, часто работающая над опросами совместно с иностранными партнерами (например, с Висконсинским университетом в Мадисоне). Статус «иностранного агента» может стать для нее смертельным ударом. Как объяснил Bloomberg News г-н Гудков, «страх сохраняется еще с советских времен… для большинства россиян слова „иностранный агент“ означают шпиона и вредителя». Готовы ли будут люди честно делиться своими воззрениями с организацией, которая носит такой ярлык? Вряд ли.
Как и любой тиран, г-н Путин наслаждается иллюзиями о том, что народ его любит и что он все делает правильно. Между тем, опросы г-на Гудкова показывают, что в Путинлэнде не все в порядке. «Левада-Центр» помогал россиянам говорить правду, и именно поэтому ему сейчас приказывают замолчать.