На недавнем саммите «двадцатки» в Ханчжоу было просто поразительно наблюдать за тем, насколько незначительным стал голос Франции. Это тем обиднее, что подобного рода собрания придумали французские лидеры: Жискар д’Эстен — «семерку» в 1975 году, а Саркози — «двадцатку» в 2008 году. Вполне можно понять, что никто в мире больше не прислушивается к французским лидерам по экономическим вопросам, раз за последние 35 лет их подход к управлению госресурсами был откровенно провальным. Однако была надежда, что на голос Парижа все же обратят больше внимания по классическим дипломатическим темам. Однако и она пошла прахом, о чем свидетельствует отсутствие Франции в урегулировании кризиса в Сирии, где у нее когда-то был международный мандат. Если мы хотим, чтобы к французской политике прислушивались, она должна быть энергичной, реалистичной и эффективной, нацеленной на защиту наших интересов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, смотреть на мир через призму реалий и расстановки сил, а не морали. В ее основе должны лежать пять главных осей.
1. Признаем, что наш главный враг — суннитский джихадизм (он убивает наших детей на нашей земле), и сделаем все, чтобы его победить. Объединим западную коалицию против ДАИШ (террористической организации запрещенной в России, — прим. ИноСМИ) с российской, расширим наши связи со спецслужбами мусульманских стран, перекроем финансовый кислород террористическим группировкам, начнем работать со всеми, кто сражается с общим врагом, будь то ливийские «Братья-мусульмане», криптокоммунистические сирийские курды, иранские аятоллы или авторитарный режим Асада.
2. Станем посредниками для примирения шиитского Ирана с суннитской Саудовской Аравией. Раскол мусульманского мира не в наших интересах, потому что война порождает войну и создает перспективы для сопутствующего ущерба в Европе. Франция может похвастаться прекрасными отношениями с нефтяными монархиями Персидского залива и пользуется уважением Ирана. Ей нужно воспользоваться своим положением для формирования исторической разрядки в Персидском заливе.
3. Вернем Россию в европейскую семью. Россия — европейская страна в культурном и историческом плане. На фоне подъема Китая она должна быть с нами, а не против нас. Санкции против России бьют по нашим производителям, но не отражаются на позиции Москвы. В дипломатическом плане Россия — ключевой партнер в решении мировых проблем. Так, давайте снимем с России санкции и предложим Путину сделку. Дадим гарантии того, что Украина никогда не вступит в НАТО, и что русский навсегда останется вторым официальным языком в регионах к востоку от Днепра. Отложим решение статуса Крыма до будущего российско-украинского соглашения. И потребуем в обмен отказ от поддержки сепаратистов, а также уважение к суверенитету и территориальной целостности Украины.
4. Сформируем после Брексита лидерский дуэт Франции и Германии в защиту интересов граждан Евросоюза. Избавимся от финансово-юридической диктатуры Америки. Когда она приговорила BNP к штрафу в 9 миллиардов долларов за работу с попавшими под ее эмбарго странами, Брюссель должен был ответить втрое большим штрафом Goldman Sachs за фальсификацию счетов страны-члена ЕС. Покажем США, что мы — их союзники, а не вассалы. Откажемся от детского стремления наказать наших английских друзей. Сохраним наши привилегированные оборонные связи. Добьемся однородных налоговых правил на всей территории ЕС и потребуем от англичан отказаться от фискального демпинга. Защитим наши интересы от китайского торгового демпинга европейскими протекционистскими мерами. ЕС не может быть единственным регионом мира, который открывает для всех свои рынки.
5. Наконец, сформируем достойную африканскую политику. Черный континент оказался под беспрецедентным демографическим давлением. Во избежание трагедий диких миграций, сформируем партнерские связи с африканскими государствами. На них должна лечь ответственность по обеспечению пограничного контроля и семейному планированию. В обмен Франция профинансирует их проекты по формированию рабочих мест в сельском хозяйстве и переработке богатств их недр, поможет им в борьбе с исчезновением лесов и загрязнением моря в продолжение так успешно прошедшей в Париже конференции по климату.
Но такая внешняя политика может стать успешной только в том случае, если наша страна станет примером во внутреннем плане. Ведь сложно претендовать видную роль в мире, если ты не в состоянии сначала привести в порядок собственные дела.