Русские на востоке опасаются, что им в будущем придется говорить по-китайски. Большие территории России, богатые природными ресурсами, остаются неосвоенными, а китайцы стучат в дверь.
«Посмотрите, сколько у нас плодородной земли. Здесь есть возможности для тех, кто хочет работать», — говорит Виталий Еликов из небольшой деревушки Тургеневка в Усть—Орде Бурятского автономного округа и указывает на бескрайние поля.
Еликов показывает свое образцовое хозяйство в самых слабо-населенных районах страны в юго-восточной Сибири.
«Это хозяйство отлично подходит для большой семьи», — говорит Виталий.
Он мечтает привлечь сюда молодые русские семьи для новой жизни в качестве самостоятельных сибирских фермеров.
Виталий — небольшая частичка большой и серьезной драмы России в бесконечных и пустынных районах, протянувшихся от Восточной Сибири до границы Тихого океана.
Судьбоносная борьба России за Восток
Российское население уменьшается и уходит в большие города.
Два года экономического кризиса и острая нехватка капитала тормозит новые инвестиции. Громадные сельскохозяйственные районы и природные ресурсы остаются неосвоенными, инфраструктура имеет жалкий вид.
Таковы результаты торговли России с Китаем
На другой стороне российско-китайской границы, протянувшейся на 3650 километров, растет Китай.
Здесь есть все, что нужно России: растущая экономика и большое, растущее и голодное население.
В российских регионах, соседствующих с Китаем, Амурском, Приморском и Хабаровском краях живет около четырех миллионов человек, чуть больше двух человек на квадратный километр.
На другой стороне границы живет 109 миллионов китайцев в соседних регионах Хейлунцзян (Heilongjiang), Гирин (Jilin) и Ляонин (Liaoning).
Если вы ничего не сделаете, ваши дети будут говорить по—китайски
Президент Путин на экономическом форуме во Владивостоке в сентябре говорил о демографических проблемах Дальнего Востока.
Он делает большой упор на более тесный союз с Китаем. А обычные российские граждане, напротив, опасаются, что попадут в зависимость от Китая. Вопросы улучшения экономики и демографической ситуации затрагивались Путиным и в Благовещенске в 2008 году.
Бывший губернатор Хабаровского края уже в 1999 году предупреждал о мирном нашествии китайцев.
Лидер крайней националистической партии ЛДПР после подписания договора об аренде 1200 квадратных километров для развития сельского хозяйства в Сибири заявлял о том, что через 20 лет губернатором Забайкальского края будет китаец. Партия требовала массового выселения китайских гастарбайтеров.
Медведи и волки — самая маленькая проблема Виталия
«Не хочу врать, но жизнь фермера в Сибири тяжела», — говорит Еликов.
Медведи и стаи волков — это ерунда. Долгая холодная зима с температурой в среднем минус 20 градусов тоже терпимо. Гораздо хуже бюрократия, большие логистические трудности и большие расстояния до рынков.
«Мы получаем большую поддержку от государства. Но это недостаточно.»
Сибирь хороша для самореализации, утверждает Кремль
Большинство россиян, живущих в настоящее время в Сибири, попадали туда в результате давления, принуждения или насилия. Путин пытается действовать пряником и рублем.
«Достичь самореализации на нашем Дальнем Востоке», — заявил министр Путина, когда в прошлом году запускали проект бесплатных земельных участков.
Каждый россиянин получает гектар бесплатной земли при переезде на Дальний Восток.
Требование состоит в том, чтобы участок находился по крайней мере в десяти километрах от ближайшего поселения, и чтобы поселенец по крайней мере в течение пяти лет использовал эту землю как фермер, лесовод, охотник или предприниматель.
Кроме того, Путин предлагает в течение пяти лет не брать налоги, предоставлять субсидии, осуществлять режим поддержки и миллиардных инвестиций.
Мечта Виталия о хозяйстве в Сибири
Виталий показывает новый большой хлев, в котором животные смогут выжить во время сильных морозов. Семьи живут в небольшой деревушке, где есть школа, врач и магазин.
Он особенно гордится немецкими доильными аппаратами и большим внутренним пространством.
«У сибирских коров жизнь лучше, чем у коров в Европе», — считает Виталий.
Позволят ли россияне заманить себя?
В первый раз после развала Советского Союза население начало расти в восточных областях России. В этом году отсюда уехало на 70% меньше местных жителей.
В то время как экономика остальной России находится в упадке, на востоке она выросло на 5%.
Китайцы со своей стороны обещали инвестировать 40 миллиардов крон (примерно 4,8 миллиарда доллара, прим.переводчика) в регион, а японские и южно-корейские компании присматриваются.
«Бесплатные земельные участки будут искушать китайцев сильнее, чем русских», — предсказывала China Daily.
Обратная сторона торжественных речей Путина
Во всех российских городах Сибири приезжие китайцы составляют часть городской картины. В большинстве крупных хозяйств Сибири работают в основном только выходцы из Средней Азии и китайцы.
«Наши собственные мужчины слишком много пьют и не хотят работать», — заявил местный представитель власти в небольшом русском городке Опытное поле в беседе с New York Times, чтобы оправдать использование китайской рабочей силы.
80.000 русских, по сообщениям российских властей, выразили заинтересованность в получении бесплатных участков земли. Но пока только 80 человек фактически получили собственность и переехали.
Несмотря на теплые встречи руководителей торговля между Китаем и Россией упала на 24% за последние три года до 560 миллиардов крон (примерно 68,3 миллиарда долларов, прим.переводчика).
Китайские инвестиции в Россию
Прямые инвестиции (FDI) в миллионах долларов. Источник: Центральный банк России
Мы должны снова научиться этому
Перед революцией прапрадед Виталия уехал из Белоруссии в юго-восточную Сибирь, поддавшись искушению соответствующих обещаний о бесплатной земле от царя Николая Второго.
Позднее революция и сталинский террор привели к тому, что самые успешные крестьяне России, кулаки, были или высланы, или убиты.
«В советское время мы должны были работать в крупных колхозах. В 90—х годах все распалось. Мы забыли, как работать в мелких семейных хозяйствах. Теперь нам нужно снова учиться этому», — говорит Виталий.
Санкции помогают сибирским крестьянам
Легкий туман из тайги на северо-востоке покрывает поля.
Виталий: Ты чувствуешь запах?— спрашивает Василий и поднимает нос кверху. — Это после больших лесных пожаров на востоке. Они очень далеко. Обещай мне, что передашь большое спасибо от нас в Усть—Орде Бурятского края.
Aftenposten: Это почему же?
— Санкции ЕС освободили нас от конкуренции с дешевыми западными товарами. Цены поднялись, и мы продаем все, что накопили. Так что, спасибо вам.