Проект «Вышеградской пятерки» не обязательно, но вполне вероятно, будет иметь большой разлагающий потенциал. Очередной инструмент ослабления Европейского Союза в период, когда он максимально нуждается в единстве.
Странно прозвучало заявление Пражского града о том, что своим визитом Милоша Земана почтит Норберт Хофер, австрийский кандидат в президенты. Разгадка встречи была простой: Хофер — «против беженцев» (как то у нас преподносилось), и Земан — тоже против беженцев, которые с прошлого года наводняют Европейский cоюз. Вот и весь смысл визита: саммит двух противников беженцев.
Возможно, Хофер хотел показать Австрии, что будет поддерживать добрососедские отношения. А Земан, в свою очередь, ищет любую возможность навредить Брюсселю (для Земана ЕС по-прежнему больше «они», но никак не «мы») в области решения миграционного кризиса, навредить канцлеру Ангеле Меркель, показать себя борцом с беженцами.
Александр Ван дер Беллен, победивший в президентских выборах в Австрии с минимальным отрывом, смотрит на вещи иначе. Попросту говоря, он за беженцев, вернее, он с ними солидарен. А это совершенно чуждо бывшему председателю чешской партии социал-демократов. Никакого сочувствия, никакого понимания. Поэтому Земан «вступил в австрийскую кампанию» и принял Норберта Хофера (правда, трудно себе представить, чтобы человек с таким незначительным весом в ЕС, как у Земана, настолько сомнительный политик, известный своей поддержкой Путина и Си Цзиньпина, мог в Австрии на что-то повлиять).
Однако это антибрюссельское представление закончилось плачевно, и президентских советников стоило бы наказать. Они не подумали о том, что Хоффер баллотируется не в бассейне Эльбы, а в альпийской стране, и что там он проводит кампанию. До них не дошло, что у Чехии и Австрии есть две острые темы, и что во время визита в Прагу кандидат не сможет их обойти, даже если бы захотел. Речь об АЭС «Темелин» и декретах Бенеша. На оба вопроса Хофер смотрит иначе, чем Земан, о чем без колебаний и заявил.
Так что в Прагу Хофер приехал, чтобы сказать своим избирателям, что послевоенное насильственное выселение он считает противоправным, и что не хочет чешского мирного атома у границ с Австрией. Эти две темы очень болезненны: одна экономическая, вторая историческая. Советников Земана надо просто гнать в шею.
Хофер пригласили как противника мусульман, но он не Конвичка. Он умеренне Земана. Хофер отстаивает «человечность по отношению к беженцам», но при этом «без нагрузки на страну». Он хочет принимать беженцев, которых действительно преследуют, но не экономических мигрантов. Земан не хочет принимать никого из «другой культуры», никаких мусульман. Так что и в этом Хофер и Земан не совпадают.
Советники Земана забыли, что Хофер из Австрии, и что австрийское общество дольше формировалось в свободе, так что им не так просто манипулировать, как чешским.
Из Вышеградской четверки — Вышеградская пятерка
Так что же связывает этих двоих? Отношение к Москве. Хофер баллотируется от Австрийской партии свободы (FPÖ), а это правая популистская партия, поддерживающая немецкую «Пегиду». Некоторые политологи опасаются, что при Хофере Австрия начнет фашизироваться. Австрийская партия свободы наладила связи с французским Национальным фронтом, Альтернативой для Германии и нидерландской Партией за свободу Герта Вилдерса. FPÖ ориентируется на Россию. А Москва поддерживает эту группу в странах ЕС.
Ориентация на Москву — это то, что связывает Земана с Хофером. Последний заявил в Праге: «Мы говорили о том, насколько возможно в будущем сделать голос Центральной Европы в Европейском союзе более весомым, потому что у нас общая история, схожие методы обсуждения проблем». О чем он? «Мы хотим создать союз внутри Евросоюза».
Суть идеи в «Твиттере» объяснил пресс-секретарь Йиржи Овчачек: «Норберт Хофер представил свой проект „Союз в Союзе“, который в целом перекликается с идеей расширения Вышеградской группы до формата „Вышеград плюс“».
То есть при Хофере Австрия присоединилась бы к Вышеградской четверке, к четырем посткоммунистическим странам — Польше, Венгрии, Словакии и к нам? Как инструмент против Брюсселя? Инструмент против Германии? Странно.
Если бы речь шла о том, чтобы и у небольших стран был свой вес, сильный голос, это было бы нормально. Но это предлагает политик из партии, для которой Путин — партнер. Этот проект не обязательно, но вполне вероятно, будет иметь большой разлагающий потенциал. Очередной инструмент разложения, ослабления Европейского Союза в период, когда он максимально нуждается в единстве.
Тогда подобная Вышеградская пятерка превратится в пятую колонну России и будет достойна названия Московская пятерка. Одно нам известно точно: для поляков это было бы абсолютно неприемлемо. К счастью (тогда их можно было бы исключить? Заменить в Вышеградской четверке поляков?)