Выборы в воскресенье говорят о трех важных тенденциях в российской политике.
5300 выборов. В ходе местных выборов, губернаторских и федеральных выборов должны быть избраны депутаты на 40 000 мест. Таковы планы на предстоящее воскресенье в России. Наибольшее внимание приковано к выборам в Национальное собрание России — Думу.
В нынешней Думе представлены четыре партии. Самая большая — партия Путина, «Единая Россия». Три другие партии существуют, в основном, для создания иллюзии политической оппозиционной среды. В действительности они пляшут под дудку Путина.
Другими словами, российская политика формируется в Кремле, а не в Национальном собрании.
Выборы в воскресенье едва ли преподнесут большие сюрпризы. Тем не менее, и подготовка, и проведение выборов говорят о трех важных тенденциях в российской политике.
1. Боязнь повторения 2011 года
Рубеж 2011/2012 годов стал для российской политики эпохальным. Тогдашний президент Дмитрий Медведев и тогдашний премьер-министр Владимир Путин чуть раньше, осенью объявили о своем плане поменяться местами.
Недовольство росло вплоть до выборов в Думу в декабре и привело к взрыву в последующие дни. Сотни тысяч людей вышли в больших российских городах на демонстрации против подтасовки итогов выборов и «перемен в тандеме».
Однако руководителям оппозиции не удалось сохранить единство этого движения, состоявшего из самых разных людей — от левых радикалов до националистов и либералов. Мятеж закончился. Путин со своего поста главы правительства отправился на третий срок в президенты.
Но демонстрации Путина напугали. И та Россия, которую мы видим сегодня, несет на себе явный отпечаток этого страха.
В течение первых месяцев после избрания Путина президентом в 2012 году он ограничил право на проведение демонстраций и создание организаций.
Одновременно с этим он начал планировать выборы в Думу, которые состоятся в это воскресенье.
2. Кремлю нужны «чистые» выборы
Для того, чтобы избежать такого же недовольства, которое проявилось пять лет назад, задействованы и кнут, и пряник. Сейчас в России находиться в политической оппозиции гораздо сложнее, но одновременно с этим Путин частично пошел навстречу критике, высказывавшейся в связи с предыдущими выборами. Это стало ясно во время мероприятия, проводившегося под эгидой Норвежского института внешней политики на этой неделе.
Выборы в этом году, например, являются смесью выборов по партийным спискам и выборов по одномандатным округам, где достаточно просто набрать большинство голосов. Ранее в России на выборах был семипроцентный барьер. Теперь он понижен до 5%, для маленьких партий по-прежнему почти невозможно попасть в Национальное собрание на выборах по партийным спискам.
Однако на выборах этого года у отдельных кандидатов появилась возможность быть избранными в одномандатных округах. И половина мест в Думе будет отдана кандидатам от одномандатных округов.
Помимо этого произошла некоторая либерализация правил регистрации партий, и всего в выборах в воскресенье примут участие 14 партий.
На первый взгляд, это замечательно, но и эти изменения следует толковать в российском контексте. Изменения вовсе не будут означать какой-то существенной угрозы существующей политической системе.
Чтобы проиллюстрировать это, достаточно сказать, что самая сильная партия — «Единая Россия» выдвигает своих кандидатов лишь в 207 из 225 одномандатных округов. Обосновывается это тем, что надо «дать возможность и другим».
На самом деле это свидетельствует, мягко говоря, об абсолютной уверенности в себе. И о потребности в том, чтобы выборы выглядели легитимными, в то время как подлинная власть по-прежнему сохранит полный контроль.
Может показаться удивительным, что человек, обладающей такой полнотой власти, как Путин, так сильно хочет придать выборам в Национальное собрание видимость легитимности. Но Кремль искренне озабочен своей репутацией — особенно у собственного населения.
3. Массовые акции, которые исчезли
Путинская репутация уже подвергается некоторому давлению в связи с экономической ситуацией в стране. ВВП в России меньше, чем в Испании, покупательная способность в стране упала. И российский электорат это чувствует на себе.
77% из принявших участие в опросе, проведенном Левада-Центром, заявили, что их пугает рост цен. Второе, чего боятся люди, это бедность (49%). Что касается тем, которые знакомы нам по дебатам в Европе, а именно миграции и террора, то они вызывают озабоченность лишь у 12% и 11% соответственно.
У россиян есть все основания беспокоиться по поводу собственного благосостояния, но демонстраций нет. Большая часть россиян полагает, что Путин — именно тот человек, который выведет их из экономических трудностей.
Поэтому маловероятно, что воскресные выборы вообще приведут к каким-то массовым акциям.
Либеральным и оппозиционным кругам следует больше постараться, чтобы провести в депутаты отдельных своих представителей, которые могут бороться за перемены внутри существующей системы.
Это особенно сложно, и именно поэтому Путин это позволяет. Но даже мелкие шаги вперед — все равно прогресс. Поэтому эти выборы более интересные, чем это кажется на первый взгляд.