Духовный лидер тибетских буддистов Далай-лама XIV или «Великий учитель» (примерно так это переводится) находится с пятидневным визитом во Франции — впервые с 2011 года. Никаких встреч на высшем уровне не намечается: этот визит французские политики в один голос называют исключительно религиозным. После нескольких дней в Париже в четверг «его Святейшество» в Страсбурге выступил в Европейском парламенте, насмешил Совет Европы и рассказал местной молодежи почему штаб-квартиру Североатлантического альянса стоило бы перенести в Москву.
Смех «Великого учителя»
«Не припомню, чтобы так смеялись в Совете Европы», — подметила одна из журналисток, выходя из зала, который минуту назад покинул лидер тибетских буддистов. Кажется, только «его Святейшество», как к нему часто обращаются, с присущей ему непринужденностью может в окружении высокопоставленных чиновников, сославшись на жару, запросто положить на голову мокрое полотенце. Многие свои реплики «Великий учитель» (или просто Тэнцзин Гьямцхо) сопровождает по-детски лучезарной и обезоруживающей улыбкой и заразительным смехом.
«Я люблю улыбаться, — рассказывает он. — Первым делом я всегда улыбаюсь. И часто люди отвечают мне тем же. И я чувствую себя очень счастливым. Мне кажется, часто люди ведут себя чересчур серьезно».
Кроме шуток, лауреат Нобелевской премии мира 1989 года произносит только самые простые и самые важные слова: о сострадании, любви, единстве и толерантности. Он крайне немногословен, когда его спрашивают о политике, о Китае. Он также всячески уклоняется от разговоров о его возможной реинкарнации: говорит, что подумает об этом позже, когда ему будет 90.
Вот уже пять лет 81-летний «Великий учитель» не возглавляет тибетское правительство в изгнании. И почти 30 лет не требует независимости Тибета, хотя все же призывает Европейский союз «конструктивно критиковать» китайские власти, с тем, чтобы сохранить уникальные культуру и природу Тибета.
Впрочем, часть тибетцев сами критикуют своего духовного лидера за отказ от деятельной политической борьбы за независимость, как рассказал RFI Тенам, тибетец в изгнании, который живет во Франции около10 лет.
«Многие до сих пор утверждают, что нельзя отказаться от независимости, потому что с Китаем никогда не удастся найти соглашение, потому что цель Китая — полное уничтожение тибетской культуры», — говорит Тенам.
Дипломатический отказ
Несмотря на то, что Далай-лама отказался от политики, политики продолжают отказываться от него. Нынешний глава МИД Франции Жан-Марк Эро, будучи в свое время мэром Нанта, критиковал Николя Саркози за отказ от встречи с Далай-ламой. Сегодня же он сам отказывается с ним встречаться. В его ведомстве это объясняют так: «Речь идет о богословском визите, который имеет исключительно религиозное значение».
Мэр Страсбурга социалист Ролан Рис — один из немногих представителей французского истеблишмента, который официально принял Далай-ламу. В интервью RFI он рассказал, что перед этим приемом у него был разговор с китайским консулом.
«Я принял китайского консула, который выразил мне сомнения Китая насчет этого визита, — рассказал мэр. — Я объяснил ему, что я не принимаю главу государства, а гуманиста, духовного лидера. Я думаю, что во Франции по вопросу этого визита есть недомолвки, сомнения, потому что это все — дипломатия, межгосударственные отношения. Поэтому некоторые политики, в том числе мои однопартийцы, возможно, опасаются, что китайские власти плохо это воспримут».
Сам же Далай-лама, комментируя отказ политического руководства с ним встречаться, в одном из недавних интервью признался, что совершенно об этом не жалеет и вообще всячески старается избегать официоза. «Мне нечего сказать официальным лицам. Я предпочитаю говорить о счастье», — заявил Далай-лама Le Monde.
И правда, слушая длинные речи, он, кажется, скучает, перебрасывается шутками с гостями и своими переводчиками. Зато охотно фоторафируется, дарит белые шарфы, жмет руки. И еще разрешает прицепить на свои монашеские одежды значок движения Совета Европы: «Нет — языку ненависти».
Именно о том, как побороть ненависть и насилие чаще всего спрашивают у духовного лидера Тибета. А он с умиротворенной улыбкой отвечает, что конфликты возникают от того, что мы больше всего внимания уделяем нашим различиям (происхождению, религии, уровню дохода и образования). Различия эти второстепенны. Но забываем мы про первостепенную вещь — что все в сущности мы одинаковы, все одинаково стремимся к счастью. «Весь мир — часть нас, часть меня», — говорит «его Святейшество».
«Мир во всем мире можно создать только, создав мир в себе, — повторяет он. — Если в нас будут жить страх и ненависть, мира не будет. Я буддист и ежедневно молюсь. Но я не верю, что мир придет через молитвы. Несколько лет назад на встрече нобелевских лауреатов в Хиросиме многие спикеры говорили о том, что мир придет с молитвами. Но когда пришла моя очередь выступать, я сказал, что мир принесут не молитвы, а действия. Конфликты нужно решать через диалог. XXI век должен стать веком диалога».
Его слова, которые кому-то могут показаться даже банальными, в своей простоте попадает в самую цель. Как отмечает глава французского отделения Международной ассоциации женщин-буддисток Габриэла Фрей, «все меньше людей, которые, как Далай-лама, говорят откровенно и с юмором о самых важных вещах. Он говорит от чистого сердца, и нам всем хочется слышать те слова, которые он произносит».
Об интересе к Далай-ламе во Франции говорит уже то, как быстро раскупили недешевые — 50-ти и 25-евровые — билеты на его публичную лекцию и учения. Чтобы вместить всех желающих увидеть и услышать духовного лидера Тибета понадобилась целая арена «Зенит». Даже тот факт, что количество интересующихся буддизмом во Франции, по данным социологов, выросло до пяти миллионов, некоторые связывают с особой популярностью Далай-ламы.
Штаб-квартира НАТО в Москве
В четверг после выступления в Совете Европы и приема в мэрии Далай-лама провел встречу с местной молодежью. Еще за несколько часов до ее начала перед Дворцом музыки и съездов собралась пестрая толпа, в которой мелькали расшитые тибетские национальные одеяния и желто-алые — монашеские.
Когда Далай-лама с опозданием, наконец, зашел, зал буквально взорвался аплодисментами. Там его с нетерпением ждали около 1800 человек, половина из которых — местные школьники. Шесть учеников старших классов по очереди задавали вопросы — о толерантности, о беженцах, о межрелигиозном диалоге.
Отвечая на один из вопросов детей Далай-лама вспомнил Россию, власти которой отказывают ему в визе с 2004 года. Он спросил школьников и студентов, собравшихся на встречу с ним, что они думают о том, чтобы перенести штаб-квартиру НАТО в Москву. Реакция в зале бурная и неоднозначная.
«В отношениях с Москвой существует определенный барьер на эмоциональном уровне и нужно, чтобы он ушел, — сказал Далай-лама. — В первый раз я был в России, когда она была еще частью Советского Союза. Действовала пропаганда вокруг темы страха. Страха того, что если мы не вооружимся до зубов, Запад непременно нападет. Это неправда.
Нужно прилагать постоянные усилия. Больше российских студентов должны посещать Западную Европу, чтобы получить образование и понять западный менталитет. Нынешняя ситуация (в отношениях России и Запада) нехороша. Поэтому я представил себе, что, если штаб-квартира НАТО переедет в Москву, может, миллионы людей там почувствовали себя в безопасности? (смеется)»
Индия и беженцы
Говоря об успешных примерах мирного сосуществования разных культур и религий Далай-лама часто приводит в пример Индию — крупнейшую в мире демократию — где он и многие его соотечественники живут в изгнании уже более полувека.
«Индия — самое многонаселенное демократическое и древнее государство. Многие религиозные традиции сосуществуют в Индии уже две тысячи лет. Это доказывает, что гармония возможна, что в других странах мира религии могут мирно сосуществовать. Конституция Индии основана на светскости. Светскость означает не только уважение ко всем религиям, но также к атеистам. Сегодня на планете живут около семи миллиардов человек, один миллиард из них — неверующие».
В очередной раз у Далай-ламы спросили и о ситуации с мигрантами. В июне этого года многие СМИ распространили отрывок из интервью Далай-ламы Frankfurter Allgemeine Zeitung, в котором он заявил, что «в Европе слишком много беженцев», что вызвало крайне неоднозначную реакцию. Многие СМИ, в частности подчеркивали тот факт, что сам Далай-лама является беженцем с 1959 года.
В Страсбурге Далай-лама, комментируя ту же проблему, призвал западные страны дать беженцам убежище и образование: «Беженцы должны сохранять уважение к самим себе и уверенность в себе, проявлять энтузиазм и конструктивно работать. Это не просто, но нужно прикладывать усилия и быть готовым к неудачам. В Тибете говорят: “девять неудач — девять новых усилий”».
«А когда мир придет на их родину, они смогут туда вернуться и заново выстроить свои страны», — говорит он. И улыбка ненадолго исчезает с его лица.