Установленное в Сирии после долгих российско-американских переговоров перемирие, по сути, является отредактированным подходом к режиму прекращения огня в этой стране, объявленному еще в конце февраля текущего года. Цель этого договора — преодолеть возникшие до этого препятствия, тем временем, как минимум на данном этапе, в содержательном плане пока не достигнуто окончательных договоренностей относительно глубоких проблем, лежащих в основе сирийского кризиса. В беседе с агентством Panorama. am такое мнение высказал арабист Армен Петросян, комментируя возможности эффективности режима прекращения огня на территории Сирии, достигнутого 12-ого сентября.
По словам эксперта: «Это уже семнадцатая по счету договоренность об установлении режима прекращения огня и самая серьезная за пять лет сирийского конфликта по своему содержанию и гарантам процесса, но даже в этом случае перспектива эффективного и окончательного решения проблемы все же остается довольно туманной.
Эта договоренность по своему характеру, по большому счету, является отредактированным вариантом договоренностей о прекращении огня между сторонами сирийского конфликта, заключенных еще в конце февраля текущего года, вновь с теми же супердержавами в роли гарантов. В то время это перемирие, конечно, достигло определенных результатов, но так и не имело необходимой эффективности. Ключевые пункты нынешних договоренностей преследуют цель преодолеть те основные препятствия, которые стали причиной фактического провала перемирия.
В отличии от положительных внешнеполитических импульсов, все не так однозначно внутри Сирии по части ожидаемых процессов. В этом контексте Москва, как и прежде, взяла на себя ответственность за принуждение сирийских властей к прекращению всех видов военных действий как против оппозиции, так и террористических организаций. Право на осуществление антитеррористических операций на территории Сирии предоставлено исключительно воздушно-комическим силам РФ и военно-воздушной коалиции, возглавляемой США. Это довольно ключевой момент, так как позволит избежать периодических обвинений в адрес властей Сирии, которые звучали во время предыдущего перемирия, в том, что воздушные силы страны, вместо радикальных группировок, наносят удары по позициям умеренной оппозиции.
Рамки обязательств США, практически, остаются теми же — оказывать влияние на умеренную оппозицию, способствовать разграничению сирийской умеренной оппозиции и радикальных группировок, особенно отделению Джабхат ал-Нусры (ныне Джабхат Фатх ал-Шам), которая раньше являлась сирийской ветвью «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в РФ). Именно это стало одной из основных причин провала предыдущего перемирия, так как «Джабхат Фатх ал-Шам» (террористическая организация, запрещенная в РФ) обладает довольно сильным влиянием особенно на севере и юго-западе Сирии, что создает серьезные препятствия в вопросе достижения режима прекращения огня, поскольку остальные оппозиционные организации, давшие свое предварительное согласие на перемирие, довольны слабы по своему потенциалу и обладают, в основном, локальным влиянием.
Оценивая возможности достижения и сохранения перемирия, несмотря на усилия международной общественности на самом высоком уровне, тем не менее, будет довольно сложно достичь быстрого положительного продвижения в вопросе урегулирования сирийского конфликта, так как существующие проблемы имеют коренной характер, а предлагаемые сейчас рецепты их преодоления неполноценны. Следовательно, в краткосрочной перспективе вероятные самые максимальные ожидания могут ограничиваться определенным смягчением мучений тех мирных жителей, которые на протяжении уже многих лет живут на поле военных действий, созданием условий для поставок гуманитарной помощи в эти регионы. А в долгосрочной перспективе, все будет зависеть, в основном, от принципиальности и последовательности внешних игроков сирийского конфликта, чего явно не хватало во время объявленного на протяжении прошедших шести месяцев на территории Сирии формального перемирия. В противном случае, получится, что международное сообщество все лишь делает какие-то шаги, проявляет демонстративную инициативу, чтобы просто избежать обвинений в бездействии».