Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый учебный год в португальской школе: что изменилось

© AFP 2016 / Jeff PachoudУченица в одной из школ в Лионе, Франция
Ученица в одной из школ в Лионе, Франция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Учебный год начнется в эту пятницу, хотя большинство школ примет учеников только на следующей неделе. Наставники, тесты на успеваемость и английский язык в 4-м классе — некоторые из нововведений. Пришла пора собирать карандаши и ручки в пеналы, а пеналы в рюкзаки, вместе с тетрадями и книгами. Около 1,2 миллиона учеников вернутся в школы, чтобы начать очередной учебный год.

Учебный год начнется в эту пятницу, хотя большинство школ примет учеников только на следующей неделе. Наставники (tutores), тесты на успеваемость (provas de aferição) и английский язык в 4-м классе — некоторые из нововведений в этом году. Пришла пора собирать карандаши и ручки в пеналы, а пеналы в рюкзаки, вместе с тетрадями и книгами. Начиная с этой пятницы и до конца следующей недели — около 1,2 миллиона учеников вернутся в школы, чтобы начать очередной учебный год. 811 групп школ (agrupamentos) и отдельных школ готовы принять их, с различными нововведениями и одной привычной проблемой, заверяют директора. Большинство школ «откроют двери» на следующей неделе.

«Относительно распределения учителей, ситуация в этом году намного лучше. К 30-му августа у нас уже были все учителя, которых мы запрашивали 15-го августа», — начинает рассказывать Филинту Лима, вице-президент Национальной Ассоциации Директоров Школ. Это мнение подтверждает Мариу Ногейра, генеральный секретарь Fenprof (Национальная Федерация Учителей): «в этом году, с закрытием Биржи Школьного Найма (в Португалии контракты с учителями заключаются на год — прим. пер.), стало очевидно, что суматохи стало меньше, поскольку распределение учителей было более быстрым и правильным».

Но если распределение преподавателей организовано хорошо, того же нельзя сказать о не-педагогическом персонале. «Нехватка ассистентов — это большая проблема в данный момент, и она может привести к тяжелым последствиям», — предупреждает Филинту Лима, объясняя, что проблема нехватки сотрудников в школах не является новостью, но стала еще хуже. Кроме того, что количество рабочих часов вернулось к 35-ти в неделю (объясняет директор), а в августе Министерство проинформировало школы о «слепом сокращении (corte cego)» оплачиваемых часов, в соответствии с которыми школы нанимают ассистентов (вплоть до 32-х часов в неделю). В некоторых случаях школа не может нанять ассистента даже на один час. Вдобавок к этому, сотрудники, выходящие на пенсию и находящиеся на больничном, не будут заменены.

На вопрос об этой проблеме, Министерство Образования ответило, что «заканчивает подробное изучение потребностей школ, в смысле возможности удовлетворить эти потребности наилучшим способом», и добавило, что «указания должны поступить в школы своевременно». Однако Филинту Лима заверил, что по крайней мере у его школы не запрашивали никакой информации о необходимом количестве ассистентов.

Кроме вопроса о вспомогательном персонале в школах, Мариу Ногейра, из Fenprof, указывает на другую проблему, которую считает «очень серьезной». Количество учеников в классах слишком большое, и эта проблема продолжает оставаться не решенной: в 2015/16 годах всего 5180 первых классов смешанных классов первого цикла обучения (т. е. в одном классе объединяют учеников разных классов).

Несмотря на эти проблемы и на вопрос урезания государственных дотаций частным школам (в результате закона, вышедшего в этом году), приводящего к большему количеству регистраций в государственные школы — начало этого учебного года обещает быть менее беспокойным, чем предыдущих. В остальном — учеников ждут несколько нововведений. Observador выделил восемь.

1. Наставники

Это одна из главных новинок этого учебного года. Все школы, единообразно, будут иметь систему наставников для работы с учениками, имеющими два и более «незачета» (chumbos), которые до этого года направлялись на профессионально-техническое образование (ensino vocacional), чему правительство положило конец.

Функцией наставника будет помогать ученикам, оставшимся на второй год (repetentes), 12-ти и более лет — с учебой, наставлениями, а также с решением социальных и эмоциональных проблем. Помощь будет длиться 4 часа в неделю для групп по 10 учеников. Наставник будет «взрослым примером» для этих учеников, как указал госсекретарь по Образованию — Жуау Кошта, во время презентации нововведения.

Наставники уже существуют в некоторых школах, но были ориентированы прежде всего на академическую помощь, и часто — индивидуальную. Кроме того, учителя предоставляли эту помощь за рамками учебного процесса (fora da componente letiva), чего больше не будет. Таким образом, эта система определена как часть должностных обязанностей учителей, и пока «нет конкретных данных про распределение нагрузки между наемными учителями». Поэтому Министерство Образования не может ответить, сколько именно учителей было выделено для реализации этой задачи.


С запуском новой системы — упраздняются курсы профессиональной подготовки при среднем образовании (os cursos vocacionais do ensino basico), созданные в 2012/13 экс-министром Нуну Крату и охватывавшие 25 тысяч учеников. Ученики, находящиеся в середине этих курсов, смогут закончить их, но новых уже не будет.

2. Тесты

В этом учебном году все ученики 2-х, 5-х и 8-х классов, без исключения, будут протестированы, причем не только по португальскому и математике. Тесты успеваемости (не всегда участвующие в решении, оставлять на второй год или нет) были введены нынешним министром образования — Тиагу Брандао Родригешем, взамен выпускных экзаменов (provas finais) в 4-м и 6-м классах, но в прошлом учебном году имели факультативный характер. Начиная с этого года они будут обязательными.

Тестирование будет проходить в июне, за исключением тестов по [Expressões Artísticas e Físico-Motoras] для 2-го класса, которые будут выполняться в мае. Ученики будут оценены не только по португальскому и математике. В случае учеников 5-х классов, например, будут проводиться тесты успеваемости также по истории и географии, а для 8-х классов — по физике и химии.

3. Английский

Начиная с этого учебного года, и как это было решено предыдущим правительством — английский будет обязательным для учеников 4-х классов. В прошлом учебном году дисциплина уже была сделана обязательной для 3-го класса, в этом году «обязательность» расширяется и на 4-й.

Тест по английскому будет учитываться при переводе в следующий класс, в следствии чего — негативный результат сможет попасть в «незачеты» учеников. Получившие низкие оценки по английскому, португальскому или математике и одновременно не удовлетворительный результат по любой другой дисциплине (например по природоведению) — остаются на второй год.

4. Математика

Учителя, ученики и родители. Все вместе и по одиночке критиковали учебные задачи, поставленные по математике предыдущим министром Нуну Крату. Как по причине не соответствия возрасту учеников, так и из-за избыточности материала.

Чтобы ответить на эти претензии, нынешний министр уже дал директиву школам с целью сделать программы и задачи по математике более гибкими. Так, школам разрешается достигать целей, поставленных в пределах одного цикла обучения в «классах, отличающихся от первоначально предусмотренных». Или даже в других циклах, а материал, расцененный как не профильный, может включаться в программу или нет — «в зависимости от потребностей класса и ритма образования».

Министерство объяснило, что эта мера — только первый шаг на пути создания более гибкого учебного плана, «который будет разработан после принятия финальных задач для 12-летнего образования».

5. Бесплатные учебники

Это второе из больших новшеств в этом учебном году. Учебники для 1-го класса бесплатны для всех семей, которые захотят этого. Рабочие тетради (livros de fichas) остаются за рамками этого нововведения (кроме случаев финансирования местными властями), и купить их придется родителям.

Но нужно быть внимательными к пометкам, которые делает в книге ваш ребенок, поскольку идея предполагает повторное использование учебников, и те, кто в конце учебного года вернет учебники в плохом состоянии — должны будут заплатить. В этом году, поскольку мера внедряется впервые, и поскольку первоклассники очень маленькие — деньги не будут взиматься с родителей, если книги окажутся в неподходящем состоянии для повторного использования.

6. Дополнительные занятия первоклассникам


Министерство Образования в коммюнике, разосланном в школы этим летом, ясно дало понять, что программы по обогащению учебного плана (atividades de enriquecimento curricular, AEC), для учеников 1-х классов, должны быть «исключительно игровыми» и не могут не быть ни объектом для оценивания, ни для задания домашней работы.

«Требуется, чтобы AEC не содержал больше часов, чем основное обучение, облегчая образовательную нагрузку на первоклассников, оставляя детям время для занятий, соответствующих их ожиданиям и целостному образованию», — написал министр Тиагу Брандао Родригеш в коммюнике, разосланном прессе.

7. Новые правила для классов с детьми, нуждающимися в специальном образовании

В этом году классы, содержащие детей, нуждающихся в специальном образовании, получили новые правила, гласящие, что в классах не должно быть больше 20-ти человек. Это сокращение необходимо, чтобы такие ученики проводили по крайней мере 60% учебного времени в классе. Реагируя на критику, поднявшуюся после опубликования распоряжения, министр еще в апреле объяснил, что изменение имеет цель «вызвать большее вовлечение (induzir mais inclusão)».

«Я утверждаю, и это было указано несколькими ответственными лицами из сектора Специального Образования, что среди учеников, нуждающихся в специальном образовании, много таких, которые систематически пропускают классные занятия, проводя большую часть времени на индивидуальных, и не находясь при этом в контакте со своими одноклассниками и учителями». По этой причине, продолжает официальный источник из Министерства Образования, было решено «усилить вовлечение, и соответственно уменьшить размер классов, чтобы стимулировать таких учеников посещать занятия».

8. Дошкольная подготовка


Начиная с этого учебного года вступает в силу расширение дошкольной подготовки на еще более младших детей. До этого года — детей 4-летнего возраста принимали в подготовительные группы, только если остались места после зачисления всех 5-летних. Сейчас дошкольная подготовка охватывает в обязательном порядке и 4-летних.

В эту среду Министерство Образования подтвердило, что «система дошкольной подготовки готова и гарантирует возможность обучения всем детям 4-х и 5-ти лет практически по всей стране». В Лиссабоне, однако, этого не произошло, поскольку «дети либо записаны в подготовительные учреждения раньше, либо отдали предпочтения другим школам», объясняет Министерство.

По словам представителя Fenprof, встретившегося с госсекретарем по образованию Жуау Коштой и с секретарем [Estado Adjunta e da Educação] Алехандра Лейтао на этой неделе, расширение дошкольного образования привело к открытию 175 новых классов в этом году.

В этом году в государственном бюджете зарезервировано 1,35 миллиона евро именно на расходы по этой дошкольной подготовке. Всеобщий доступ детей от 3-х лет к дошкольной подготовке — это один из пунктов программы Партии Социалистов PS.