Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лучший экономический план для Японии

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПремьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встречи с президентом России Владимиром Путиным
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время встречи с президентом России Владимиром Путиным
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошла четверть века с тех пор, как лопнул японский финансовый пузырь. Это были болезненные 25 лет — череда «потерянных десятилетий». Однако критика экономической политики Японии не вполне обоснована. Сам по себе экономический рост не является целью. Нас больше должны заботить стандарты качества жизни. Япония успешно сдерживает рост населения, повышается производительность в стране.

НЬЮ-ЙОРК — Прошла четверть века с тех пор, как лопнул японский финансовый пузырь. Это были болезненные 25 лет — череда «потерянных десятилетий». Однако критика экономической политики Японии не вполне обоснована. Сам по себе экономический рост не является целью. Нас больше должны заботить стандарты качества жизни. Япония успешно сдерживает рост населения, повышается производительность в стране. Рост экономики, выраженный в объёмах выпуска на одного человека трудоспособного возраста, здесь выше, чем в США и намного выше, чем в Европе (это стало особенно заметно после 2008 года).

Тем не менее, японцы уверены, что могли бы действовать лучше. И я согласен. У Японии есть проблемы как на стороне спроса, так и на стороне предложения, а также в реальной экономике и в сфере финансов. Для их решения требуется экономическая программа, которая будет более эффективной, чем меры, которые в последнее время принимают власти страны: они не позволили ни достичь целевого уровня инфляции, ни восстановить уверенность, ни повысить темпы экономического роста до желаемого уровня.

Прежде всего, стимулом для огромных инвестиций, направленных на модификацию экономики, мог бы стать высокий «углеродный налог», сопровождаемый при этом переходом к «зелёным финансам». Практически нет сомнений, что позитивный эффект таких стимулов окажется выше негативных последствий не только сжатия, вызванного изъятием денег из системы, но и уменьшения размеров богатства из-за снижения стоимости «углеродных активов». Это уменьшение будет небольшим; а значительное несоответствие структуры основного капитала новой системе цен подтолкнёт к крупным инвестициям, если, конечно, на пути к сокращению этого разрыва не появятся узкие места.

В этом варианте деньги, которые будет приносить новый налог, можно направить на сокращение размеров госдолга, или же их можно использовать для инвестиций в технологии и образование, в том числе на реализацию мер на стороне предложения, а именно — повышение производительности в японском секторе услуг. Подобные расходы могли бы одновременно стимулировать экономику, чтобы вытащить её, наконец-то, из дефляции.

Многие посторонние наблюдатели тревожатся по поводу размеров долга Японии, который легко обслуживать при доминирующих сегодня низких ставках, но будет совсем нелегко, когда ставки вернутся на нормальный уровень. Хотя я не думаю, что подобное может произойти в ближайшее время, Япония могла бы принять два решения, чтобы избавить себя от такого рода тревог.

Во-первых, Япония могла бы обменять часть своего госдолга на бессрочные ценные бумаги, то есть облигации, которые никогда не будут погашены, но зато каждый год приносят (небольшой) процентный доход. Это позволило бы полностью убрать данный риск с государственного баланса. Возможны возражения, что такой шаг вызовет инфляцию, но для японской экономики, где всё перевёрнуто с ног на голову, инфляция — это ровно то, чего ей не хватает. Я уверен, что тревоги по поводу возможного резкого роста процентных ставок очень сильно преувеличены. Впрочем, из соображений осторожности правительство могло бы обменивать на бессрочные бумаги, скажем, 5% своего долга каждый год, до тех пор, пока не возникнет избыточное инфляционное давление.

В качестве альтернативного варианта правительство могло бы обменять долг на беспроцентные деньги — это та самая монетизация госдолга, которой давно опасаются. Но даже если монетарное финансирование с большей вероятностью приведёт к росту инфляции, чем обмен долга на бессрочные облигации с процентным доходом, это едва ли можно считать аргументом против — это всего лишь аргумент в пользу того, что надо действовать неспешно.

Второй вариант защиты Японии от скачка процентных ставок начинается с признания того факта, что значительная часть госдолга — это деньги, которые государство должно само себе. На Уолл-стрит многие, похоже, не понимают, что важен чистый размер долга, то есть сумма, которую государство должно всем остальным. Если правительство выплатит деньги, которые оно само себе должно (то есть произведёт взаимозачёт), то никто не почувствует особой разницы. Зато на Уолл-стрит у тех, кто смотрит лишь на номинальное соотношение долга к ВВП, резко улучшится настроение по поводу Японии.

Если после всех этих мер, будет по-прежнему сохраняться дефицит спроса, правительство могло бы пойти на сокращение потребительских налогов, повышение налоговых кредитов для инвесторов, расширение программ помощи домохозяйствам с низкими и средними доходами, увеличение инвестиций в технологии и образование. Всё это можно финансировать за счёт денежной эмиссии. Сторонники старой экономической науки снова начнут беспокоиться по поводу инфляции, но дело в том, что Япония хочет, чтобы эти «страхи», наконец-то, стали реальностью.

У Японии есть проблемы не только на стороне спроса. Данные об объёмах выпуска в переcчёте на каждый отработанный час свидетельствуют и о проблемах на стороне предложения, наиболее ярко проявляющиеся в секторе услуг. Поразительная японская изобретательность, которую можно наблюдать в самых разных отраслях промышленности, здесь, как правило, полностью отсутствует. Естественной нишей для Японии могли бы стать технологические разработки в секторе услуг, например, создание инструментов медицинского диагностирования.

Однако премьер-министр Синдзо Абэ выбрал совершенно другой путь, поддержав торговое соглашение о Транс-Тихоокеанском партнёрстве с США и десятью другими странами Тихоокеанского региона. Абэ уверен, что ТТП подстегнёт необходимые реформы в сельском хозяйстве страны (интересно, но в США почему-то никто не думает, что это соглашение заставит США отказаться от своей сельскохозяйственной политики, полной перекосов). Более того, подобные реформы окажут лишь незначительный эффект на ВВП, просто потому что доля сельского хозяйства в нём очень мала. Впрочем, такие реформы, конечно, являются желательными, они могут открыть ещё одну область, где у молодых японцев была бы возможность демонстрировать свою изобретательность (хотя ТТП и не является лучшим способом добиться этого результата).

С другой стороны, Абэ правильно занимается мерами, способствующими более полной и равной интеграции женщин в состав трудовых ресурсов. В случае успеха эта политика поможет повысить рост производительности и экономики.

Даже после 25 лет стагнации Япония по-прежнему обладает третьей по величине экономикой в мире. Меры, помогающие повысить стандарты жизни в этой стране, будут стимулировать спрос и рост во всей глобальной экономике. Не менее важно и другое: если сейчас Япония делится со всем миром своими инновационными товарами и технологиями, то со временем они сможет точно так же начать экспортировать успешную политику: принятие таких же или схожих мер поможет повысить стандарты качества жизни и в других развитых странах.

Обсуждение
Комментариев: 31
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Русский Голубой Таз
17 сентября 2016, 11:30
Острова уже отдали? Я не в курсе просто...
kirov43
17 сентября 2016, 12:49
Русский Голубой Таз, не отвлекайтесь, продолжайте: дворик возле дома, домино, пиво.
Русский Голубой Таз
17 сентября 2016, 12:58
kirov43, как там ваши жена и дети, без дворика и домино?
kirov43
17 сентября 2016, 13:35
Русский Голубой Таз, так как вы не понимаете о чем речь и только что проснулись - не отвлекайтесь, товарищ Голубой таз, и не выползайте из-под аминьки.
Русский Голубой Таз
17 сентября 2016, 14:17
kirov43, т.е. у вас нет ни жены, ни детей? Кто бы сомневался...
За Гуманизм
17 сентября 2016, 14:26
Русский Голубой Таз, пусть сперва долги отдадут..суверенитет пусть свой выкупят.. ..потом про острова вякают.. а пока они не договорные...нищие они ...должники !!!
Русский Голубой Таз
17 сентября 2016, 14:36
За Гуманизм, у тебя никогда даже панасоника не было? И кто тут нищий?
За Гуманизм
17 сентября 2016, 15:12
Русский Голубой Таз, у тебя никогда даже панасоника не было? И кто тут нищий? тазик..протрись.. был .. только я покупал его в Дели...и бизнес в японцами вел..я себе жизни японской не пожелаю..и тебе то ж.. хренова они живут..
юдебольшевик
17 сентября 2016, 17:06
Русский Голубой Таз, Острова уже отдали? Я не в курсе просто... Дык уже давно, но вы не просыпайтесь, оно того не стоит.
П
ПетроДворцовый
17 сентября 2016, 11:35
+++ Япония успешно сдерживает рост населения, повышается производительность в стране. +++ Двойные англосаксонские стандарты за работой: -Япония должна сдерживать рост населения -ЕС подвергнута насильственному набегу "гостей с юга" с чуждой религией и культурой.
kirov43
17 сентября 2016, 12:46
"Япония могла бы обменять часть своего госдолга на бессрочные ценные бумаги, то есть облигации" ---------------- И японцы задумались о том что нужно деньги из долларов выводить постепенно. Начинают догадываться, хоть и пингвинчиков из себя строят.
Zorya Astroff
17 сентября 2016, 12:56
«углеродный налог», сопровождаемый при этом переходом к «зелёным финансам»... ...обменять часть своего госдолга на бессрочные ценные бумаги... ...обменять долг на беспроцентные деньги... ---------------- В общем, автор предлагает расхожий рецепт сочетания принудительных инвестиций в экологически чистые технологии с "вертолетными" деньгами в финансах. Для экономически развитой страны, выпускающей одну из мировых резервных валют и страдающей от дефляции, рецепт не так уж плох. Жаль, для России вторая его часть не применима.
kirov43
17 сентября 2016, 13:38
Zorya Astroff, "Жаль, для России вторая его часть не применима." применима, почему ж нет, деньги выводятся из штатов, и не подмигивайте там голубому тазу. и понятие "вертолётные деньги" - это что то новенькое, наверное накануне выборов у вас навеяло :)
a
a--z
17 сентября 2016, 14:15
kirov43, бернанки как то обещал раскидывать деньги с верталета(евли понадобится). низкие процентные ставки и пресловутые куе(которых чуть ли не 5 штук было) вот это все оно и было. счаз штаты это тихо заварачивают. китай, тоже, он тупо курс ригулировал. гейропецы есчо раскидывают, по восемьдесят миллиардов в месяц по мойму....
юдебольшевик
17 сентября 2016, 17:15
kirov43, " вертолётные деньги это, по сути, насыщение экономики денежной массой. ФРС начала это дело аж в 2008, но большого проку это не принесло. Львиная доля этих денег ушла на биржи, а в реальную экономику не попала. Штатам это по барабану, у них и так виртуальных денег в разы больше реальных и долги свои отдавать не собираются, а вот Европа пойдя по их пути попала, но, я думаю, так и было задумано.
a
a--z
17 сентября 2016, 14:13
Zorya Astroff, вертолетные деньги - есть хорошо. эт конечно не панацея, но явно тот яд. что в нужной концентрации будет лекарством. я тебе больше того скажу, российский цб в данный момент очень тихо и спокойно раскидывает деньги с вертолета, или как у нас принято говорить - включил печатный станок. лень счаз искать, но по этому оводу примерно неделю назад статью читал. если вкраце, дефицит бюджета чуть ли не на треть за счет этого финансируется. и, смотря на автора данной статьи, инфляция в россии не сильно то и растет.....
Zorya Astroff
17 сентября 2016, 14:31
Финансирование дефицита бюджета за счет печатного станка - это не стимулирующая мера, а вынужденная. Стимулировать экономику эмиссией предлагает Глазьев. Но его идеи пока не находят влиятельных поклонников в Кремле. А зря.
a
a--z
17 сентября 2016, 14:38
Zorya Astroff, тут такое дело, в россии крошечная денежная масса, любое ее увеличение - есть очень хорошо. рост экономики остановился до санкции, и остановился он из за того, что тупо мало было денег в экономике.
Zorya Astroff
17 сентября 2016, 14:46
Ну, так и я о том же. Больше денег! Хороших и разных. Не беда, что это запустит спираль гиперинфляции, а экономика пойдет вразнос. Главное, что в результате перед силами мирового прогресса откроется окно возможностей для смены режима в Москве. :-)
a
a--z
17 сентября 2016, 15:12
Zorya Astroff, инфляцию в россии наблюдаем? собственно да, но 6%, а не 20%, и это при том, что печатный станок включен. значит все норм, а в цб не идиоты сидят. тут надо упомянуть, что автор статьи себя очень умным считает, потому что где то узнал, что в японии дефляция происходит, и на этом его очень умные и ценные для всего человечества мысли и родились)
mig
17 сентября 2016, 18:01
Zorya Astroff, "Не беда, что это запустит спираль гиперинфляции, а экономика пойдет вразнос" -------------------- Ни в США,ни в Японии гиперинфляции нет.А деньги(долг) они должны сами себе.Ну растёт и растёт - ничего страшного.
a
a--z
17 сентября 2016, 14:09
Даже после 25 лет стагнации Япония по-прежнему обладает третьей по величине экономикой в мире. - вот эту фразу надо повесить где нибудь на увол стрит, причем пофиг особо на японию, слова о мире намного важнее.
За Гуманизм
17 сентября 2016, 14:24
по тексту ..:"повышается производительность в стране. Рост экономики, выраженный в объёмах выпуска на одного человека трудоспособного возраста..." Сердце радостно забилось от таких успехов... и вдруг !! по тексту..:"наблюдатели тревожатся по поводу размеров долга Японии.." Что ? Долг ? А успехи тогда где ..если Япония в долгах .. а где прибыль то ? Закон один ..нет прибыли ..нет экономики..и это медицинский Факт. вместо экономики ..просто батрачество ...на держателя долга..за хлеб.. а что б не бунтовали ..каждому батраку по гаджету..и пусть работает.. Есть гос.долг..нет суверенитета.. нет суверенитета..страна не договорная.. с кем Мирный то договор подписывать...? С держателем долгов ! а острова тогда кто там хочет требовать назад... Пральна..держатель долга..
юдебольшевик
17 сентября 2016, 17:25
За Гуманизм, в общем вы правы, но в Японии держатели гос долга, в основном, население. При чём очень дисциплинированное и не склонное к потрясениям, но подводный камень в том, что население быстро стареет и уменьшается и при выходе на пенсию большого количества людей и резкого уменьшения занятого может произойти обвал долговых обязательств государства перед своими же пенсионерами, а это, как говорится, чревато.
За Гуманизм
17 сентября 2016, 21:56
юдебольшевик, Япония – одна из самых скрупулёзных стран в плане финансов стала и одним из самых крупнейших задолжников в мире по итогам 2015 года. Её долг на сегодняшний день составляет 12,2 триллиона долларов, и он с каждым днём всё больше и больше растёт. Только за последний год его сумма увеличилась более чем на 1,4 триллиона долларов. Очень сильно на экономике страны отразилась авария на атомной станции Фукусима после цунами 2011 года. Государство было вынуждено увеличить долг для устранения последствий. это и внешние заимствования..на счетчике глянь.. на ..он лайн счетчике.. ВВП и долгов стран... долг то растет ..счетчик крутиться
юдебольшевик
17 сентября 2016, 22:54
За Гуманизм, разве отрицаю рост задолженности, я говорю, что пока долг больше внутренний, но и это далеко не айс. Всё может полететь к чёртовой матери при начале долгового кризиса в любой точке мира.
Кр
Консервативный реакционер
17 сентября 2016, 14:42
Япония успешно сдерживает рост населения ======== Кто в теме - уже ржёт аки конь.
a
a--z
17 сентября 2016, 15:14
Консервативный реакционер, а зря. там например либеральные законы в отношении абортов. вообще политика в японии в этом отношении двоякая, взвешенная, как это принято на востоке, с плеча не рубят.
юдебольшевик
17 сентября 2016, 17:26
a--z, угу и по этому нация сокращается быстрее шпротов.
N9
N 99
17 сентября 2016, 23:55
юдебольшевик, сказывается ещё и массовые кремации мумий, которые родственники заботливо оберегали от оформления и кремации, получая на них пенсии.
N9
N 99
17 сентября 2016, 20:30
У Японии и так огромный товарооборот с США, казалось бы зачем тогда японцам ТТП? А ни за чем, ТТП нужен американцам для усиления контроля над японцами, потому что усилился КНР и товарооборот с ними уже больше, чем с американцами.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем